Леди капитан командует на корабле мужем боцманом

2 апреля 2008, 13:18
"Буду капитаном", — заявила Ирина Ясинская в первом классе, и через 30 лет стала им. Во всем мире командуют кораблями только 7 женщин.

Чета Ясинских. Одна команда на корабле и в жизни, фото Е.Сухоруковой

Ирина Ясинская на флоте — с 1986 года. В 2005 г. назначена капитаном сухогруза "Х пятилетка", на котором работает вместе с мужем, боцманом Александром и доставляет грузы в Румынию, Болгарию, Грузию, Турцию, Грецию, Албанию, Италию, Францию, Испанию, Алжир, Бейрут, на острова Крит и Кипр.

Им было всего по 22 года. В таком возрасте о далеком будущем не задумываются. Видят только выражение глаз, ловят интонацию голоса, — и влюбляются без памяти. Именно это и произошло с Александром Ясинским. С детства мечтая о работе моряка, он пришел после училища на пассажирский теплоход "Советская Россия" матросом. И вдруг она – юная, тонкая, легкая. Девушка на корабле. Притом не повар или медсестра. Рулевой! Значит, с характером. Только вот с каким? Иногда их вахты совпадали, они общались, но только по работе. В одном из портов Александр пригласил Ирину в кино. К его великой радости, рулевой оказалась не бой-бабой, а милой и рассудительной девушкой.

Реклама

В конце навигации уже все на корабле знали: в следующую навигацию она уйдет третьим помощником капитана.

МАМА-КАПИТАН? ТАК НЕ БЫВАЕТ! Ни тогда, ни потом (когда она стала вторым, первым, старшим помощником капитана) присутствие Ирины на корабле не вызывало у мужчин ни раздражения, ни ревности. Ценили ее "мужское" отношение к кораблю, обязанностям, людям. Именно мужчины-капитаны, у которых она раньше работала старпомом, проявили инициативу: "Пора давать Ирине представление на капитана". Сама героиня была тогда в рейсе, с этой вестью ее и встретили на берегу.

"Соглашаться?" — пришла за советом к мужу. Он ответил без колебаний: "Конечно. О чем разговор?!" "А если бы Александр не дал согласия?" — интересуюсь у Ирины. "Наверное, все равно бы согласилась, но до этого долго бы сомневалась, взвешивала, — отвечает Ясинская. — А так меня Саша сразу поддержал. Показал, что верит в мои силы. Он настоял и на высшем "капитанском" образовании, хотя мое, плюс опыт работы, позволяют водить суда и без него".

Реклама

Особенно радовались за маму дочки Марина и Ирина. На вопрос: "Где работает мама?" — отвечали: "На корабле". — "Поваром?" — "Нет, капитаном". — "Так не бывает!" — отвечали им, и девчонки гордились мамой еще больше.

Для самой Ирины, в какой-то мере это назначение было закономерностью. Еще в первом классе она заявляла: "Буду капитаном!" Взрослые тогда только улыбались. А Ирина сразу после выпуска из школы стала атаковать "мореходки" Советского Союза. На дневное отделение ее так и не приняли. Казармы-то сплошь мужские. Пришлось становиться в Киевском речном училище моряком заочно.

НЕ УСПЕВАЮТ НАДОЕСТЬ. До 1998 года Ясинские работали на пассажирских судах, потом перешли на сухогрузы. Но вахты часто по времени не совпадали. И супруги могли по месяцу не видеть друг друга. Как и дочек, за которыми присматривала бабушка. Девочки с разочарованием то и дело восклицали: "Что, уже в рейс? Так быстро?" Теперь старшая — студентка, младшая — старшеклассница. Обе решили стать юристами. Считают, чтобы выбрать такую профессию, как у мамы, нужно быть особенными. "Капитан — это ответственность. За жизнь каждого члена экипажа, за груз, который перевозишь. Нужно безошибочно проложить маршрут, грамотно действовать во время шторма или в других форс-мажорных обстоятельствах", — просвещает нас Евгений Фоминых, которого на капитанство "крестила" уже сама Ирина Ясинская.

Реклама

Сегодня Ирина и Александр служат на одном корабле. Но покомандовать мужем "не получается" — он напрямую подчиняется только старпому. Пообщаться по-семейному, кстати, тоже. Супруги живут в разных каютах. "Иначе было бы некорректно по отношению к экипажу, среди которых одни мужчины, — говорит Александр. — Кроме того, каждый из нас был бы лишен отдыха — и Ирину, и меня могут вызвать в любой момент".

Режим жизни у них сейчас такой: 4—5 месяцев — в море, 2 — на суше. "Для нашей политической обстановки 4 месяца — много. Возвращаемся каждый раз, как в новую страну", — смеется Ирина. Дома она становится тихой, покладистой, домашней. "Да я вообще такая, — говорит о себе. — Жесткой, требовательной заставляет быть работа. А еще я иногда думаю, что если бы рядом был не Саша, а другой, я бы капитаном не стала. Он меня научил быть терпимее, мудрее что ли".

ЛЬДЫ АЗОВСКОГО МОРЯ ДЕРЖАЛИ "В ПЛЕНУ" НЕДЕЛЮ

Цену фразе "Капитан на корабле — все" знают только моряки. Решение, как пройти из пункта А в пункт В, он принимает самолично: берет в руки карту, прокладывает оптимальный маршрут, борется с течениями, ветрами, штормами. А иногда и со льдами. Под Новый год "Х пятилетка" делала рейс в Азовском море. Температура резко упала до минус 14—18, мелкое море промерзло на 50 см. Суда легли чуть ли не на брюхо. Капитаны 12 кораблей ждали помощи ледоколов, которые караваном вывели бы их из ледяного плена к Керченскому проливу. Некоторые суда серьезно пострадали и запросили буксировки.

"Это был самый долгий рейс, — говорит капитан Ясинская. — Вместо 19 часов шли 8 суток. А уже в Черном море у нас обнаружилась брешь в питьевом баке". Морская вода прибывала, насосы не успевали откачивать. В тот момент судьба "Пятилетки" зависела от команды боцмана Александра Ясинского. Справились. И в Босфорском проливе сумели пополнить запасы пресной воды.

УКРАИНКИ НЕ БОЯТСЯ ДАЛЬНИХ ПЛАВАНИЙ

Всего в мире 7 женщин-капитанов дальнего плавания. Из них — две наши, украинки Татьяна Олейник и Ирина Ясинская. Татьяна Витальевна стала украинским пионером. Ирине было проще: шла уже по ее стопам. Судна обеих — "Иван Сергиенко" и "Х пятилетка" — приписаны к херсонскому заводу им. Коминтерна. А прецедент на территории бывшего СССР создала еще в 1935 году Анна Щетинина.