Легко ли стать моряком и сколько можно заработать в море

4 июля 2011, 10:30
Шансов уйти в рейс "с нуля" очень мало

Попасть на судно матросом или мотористом в Одессе можно лишь через взятку. Фото dwalls.ru

Вчера украинские моряки отмечали День Флота. "Сегодня" выяснила, легко ли сейчас стать моряком и сколько можно заработать в море (см. иллюстрацию).

Шансов уйти в рейс "с нуля" очень мало. По мнению владельца одесской крюинговой фирмы "Лоу-ленд крюинг компани" Юрия Малишевского, зарубежные судовладельцы с удовольствием нанимают одесский высший комсостав — стармехов и капитанов, но наотрез отказываются от наших матросов и мотористов. "В рядовой состав зовут китайцев, филлипинцев и даже бирманцев, — поясняет он. — А многие украинцы некомпетентны, не знают английского и недисциплинированны. У азиатов — разговорный английский, они не привередливы, и им гораздо меньше платят, чем нашим".

Реклама

Как говорит владелец крюинговой компании "Алекс маритим шиппинг" Вячеслав Скляров, попасть на судно матросом или мотористом в Одессе можно лишь через взятку. "Множество крюингов сомнительной репутации с удовольствием отправят в рейс человека без опыта работы и с купленными документами. Стоит это $1—1,5 тыс., — уверяет Скляров. — Но после этого матрос должен быть готов к тому, что попадет в рабство на ветхом судне, с мизерной зарплатой, которую могут регулярно задерживать или вовсе не заплатить". По его словам, солидные иностранные судовладельцы все чаще сталкиваются с тем, что наши матросы не владеют даже азами профессии. "За взятку в $1—1,3 тыс. в Одессе диплом матроса или моториста 2 класса вам принесут на дом. Плюс еще $500 обойдутся паспорт моряка и рабочие сертификаты. Те, у кого нет денег на покупку документов, могут за 4 тыс. грн. пройти ускоренные курсы в тренажерном центре. Но этот диплом реальных предложений уйти в рейс вам не даст, — рассказал нам матрос с 10-летним стажем Игорь Корзая. — В отличие от моряков комсостава, которые могут работать индивидуально, в составе интернационального экипажа рядовых по всему миру нанимают целой командой, например, только филлипинцев или китайцев. Есть и экипажи, состоящие только из украинцев. Но попасть новичку в такую команду нереально. Члены таких экипажей годами ходят вместе в рейсы и давно породнились".

О проблемах начинающих моряков по личному опыту знает и 25-летний моторист Алексей Мунтян. "После морского тренажерного центра меня взяли на сухогруз в украинский экипаж кадетом-практикантом. За зарплату в $100 я полгода исполнял самую грязную работу — драил палубу и чистил гальюны (туалеты. — Авт.). А судовые старожилы ежедневно мне говорили, что я здесь лишний. Но я вынужден это терпеть, так как без опыта работы я не могу поднять квалификацию". К слову, даже такую практику можно получить лишь... по большому знакомству. "С улицы" практикантов в рейс не берут. Меня устроил мой дядя — он товарищ владельца крюинга. Кстати, я стал единственным выпускником мореходных курсов, ушедшим в рейс. Остальные 49 моих однокурсников до сих пор ищут работу", — говорит Алексей.

Реклама

Читайте также: Как морякам не попасть "на крючок" к недобросовестным работодателям

Как признаются одесские моряки, в интернациональных экипажах можно сработаться далеко не с каждым. "Греки — жадные и ленивые. В один из моих рейсов грек-капитан свалил все обязанности на меня", — делится старпом Борис К. А голландцы, по его словам, нередко попрекают одесситов, мол, "свой флот раздеребанили, а теперь у наших хлеб отбираете". Немцы часто придираются к мелочам, а англичане — высокомерные и считают наших людьми "второго сорта".

Зарплата парикмахера — 2,5 тыс. евро

Реклама

Правда, есть специальности, обладатели которых всегда желанны у иностранных судовладельцев. Так, востребованы повара-коки высокого класса со знанием английского и немецкого языков, стюарды и горничные — их с удовольствием берут на пассажирские круизные суда. Требуются на суда обладатели и вовсе экзотичных специальностей, например — парикмахеры. "Уже пятый год работаю парикмахером на немецком круизном лайнере — стригу и делаю укладки туристам. Рейсы короткие — до 4-х месяцев. Оклад высокий — 2,5 тыс. евро. Однако самый большой доход я получаю от чаевых. В среднем — от 5 до 20 евро. За день "набегает" до 100 евро!" — хвастается одессит Артур. Правда, признается парикмахер, для того, чтобы попасть на "теплое" место, он выложил когда-то взятку в 2 тыс. долларов. "Пришлось выучить немецкий и английский языки. А опыт и диплом парикмахера у меня уже был", — отмечает "морской цирюльник".