Летим к евростандартам: зима добавила проблем авиаторам

20 января 2012, 07:30
В декабре мешали чартеры и погода, но за год компании стали пунктуальнее

Зима доставляет неудобства авиаперевозчикам, фото luxplanet

Зима добавила проблем авиаторам, и это сразу показал декабрьский рейтинг непунктуальности авиаперевозчиков — задержек вылетов стало больше. Напомним: "Сегодня" публикует рейтинг ежемесячно по данным Госавиаслужбы Украины для авиакомпаний, которые летают из аэропорта "Борисполь" более 5 раз в месяц. Чем выше место в рейтинге, тем хуже с соблюдением графика вылета и наоборот (см. таблицу).

По сравнению с ноябрем, практически у всех на 3—10 минут увеличилось среднее время задержки вылета, либо большее число рейсов не смогли уложиться в расписание. Самые лучшие показатели у Brussels Airlines (Бельгия): у них запаздывает лишь один рейс из пяти, и то — в среднем не более чем на 7 минут. А вот два среднеазиатских перевозчика (Туркменские и Узбекские авиалинии) задержали вылет 100% своих бортов, причем надолго ­— в среднем на 52 и 31 минут. Наши компании тоже ухудшили позиции: "ДнепрАвиа" поднялась с 7-­го сразу на 2-­е место, "АэроСвит" ­— с 9-­го на 7-­е, МАУ —­ с 13­-го на 11-­е. Особенно неважны показатели "днепрян": при снижении количества рейсов почти на четверть, задержки уменьшились всего на 4%, а среднее время опоздания с вылетом составило 1 час — прирост более чем вдвое. В компании говорят: виной тому аэропорты во Львове и Харькове — они не принимали рейсы в непогоду, потому что в период реконструкции аэродромное оборудование там не соответствует осенне-зимним погодным условиям.

Реклама

Что касается "АэроСвита", то, как рассказал нам помощник гендиректора компании Сергей Куцый, одна из основных причин ухудшения показателей в декабре — задолженность государства по возврату НДС (127 миллионов гривен). Из-за чего у компании начали возникать проблемы с соблюдением графика расчетов с партнерами, в том числе за обслуживание в аэропортах. Как следствие, участились задержки рейсов.

В МАУ декабрьское "сползание" в рейтинге объясняют погодой (снегопады в Европе, туманы в Украине) и добавлением предновогодних чартеров, которые чаще нарушают расписание, ведь при каком-то сбое их вылет задерживают в первую очередь. "Для крупного перевозчика, который выполняет до 1000 рейсов месяц, соблюдать расписание намного сложнее, чем для тех, кто летает раз в сутки и реже, — говорит руководитель пресс-службы МАУ Евгения Сацкая. — В целом наша компания находится на среднем европейском уровне, но над уменьшением задержек с вылетом работаем. Недавно получили 20-й по счету Боинг-737, фактически он пока резервный на случай, если потребуется замена".

Реклама

ЗА ГОД. Интересны показатели авиакомпаний за весь 2011 год. Перевозчиков можно разделить на четыре группы. Первая — ­европейские компании. У них среднее время задержки — 10 —15 минут. Вторая —­ страны Ближнего Востока. В целом летают стабильно, но бывают неожиданные провалы, например, Air Arabia (то лучшие — 28 место, то одни из худших —­ 2-­е). Третья группа — авиаторы СНГ. Здесь стабильны лишь Air Baltic (Латвия, не выше 20 места).

Что касается украинских авиаторов, то хотя они не в лидерах, но за последние 4 месяца расписание стали соблюдать намного лучше, чем за январь­-август. Так, "АэроСвит", регулярно входившая в первую тройку по опозданиям, опустилась ближе к середине, МАУ сейчас 11-­я.

По мнению первого замглавы Госавиаслужбы Александра Гречко, ситуацию удалось переломить благодаря двум факторам: принятием в 2011 году Воздушного кодекса и освещением в СМИ работы авиаторов: "Кодекс устанавливает четкую материальную ответственность перевозчика за задержку или срыв рейса: опаздываешь с вылетом — должен накормить пассажиров, отменил полет — за твой счет трансфер и гостиница. А благодаря авиарейтингам пассажиры увидели, кто лучше соблюдает график, начался отток клиентов к западным компаниям. В итоге наши повели борьбу за пассажира, повысили дисциплину служб".