Лидер "Правого сектора": Власть понимает только язык силы, и мы вынуждены так с ней разговаривать

5 февраля 2014, 06:30
Дмитрий Ярош рассказал "Сегодня" о требованиях его движения к власти, о своем участии в переговорах с Януковичем, о судьбе "Беркута", об источниках финансирования и переходе после революции в политику

«Ястреб». В 1980-е Ярош создавал Народный Рух, теперь возглавляет боевое крыло Майдана. Фото Mustafa Nayyem\pravda.com.ua

— Почему вы считаете, что должны быть участниками переговоров с Виктором Януковичем?

— Речь не идет об однозначном участии "Правого сектора" в этих переговорах. Мы наблюдаем, что оппозиция не может вести переговоры так, чтобы все требования Майдана были выполнены. Иногда мы наблюдаем ситуацию, когда оппозиционные лидеры после переговоров озвучивают одно, а на деле происходит совершенно другое. Мы выступаем за контроль Майдана над переговорами. И для нас не важно, например, чтобы Дмитрий Ярош там присутствовал. Для нас важно, чтобы там были представители воинов-"афганцев" или тот же Андрей Парубий (комендант Майдана. — Авт.). Если Майдан посчитает, что там должен присутствовать "Правый сектор" в качестве наблюдателей, которые будут контролировать, чтобы не было подковерных договоренностей, то, соответственно, мы готовы принять в этом участие.

Реклама

— Каковы требования "Правого сектора"?

— Они сформулированы в тех заявлениях, которые мы уже делали не раз. Полная перезагрузка власти, проведение досрочных выборов — это что касается конкретных политических шагов. Необходимо, чтобы без каких-либо предварительных условий были освобождены все активисты. Для нас это принципиально. А дальше нашей целью является строительство могучего, процветающего государства, которое бы обеспечило всех граждан Украины свободой, справедливостью и благополучием.

Если, даст Бог, все закончится мирно, то уже идут разговоры по возможному превращению нашего народного движения в субъект политики. Я прекрасно понимаю, что те ребята, которые пролили кровь в этой борьбе, должны занять достойное место в формировании вертикали власти и непосредственно влиять на развитие страны. Все, кто приезжает на Майдан, говорят одно и то же: мужики, вам надо создавать политсилу. Я 20 лет избегал участия в политической жизни, а теперь вижу, что необходимо этим заняться.

Реклама

— Какова должна быть судьба спецподразделения "Беркут"?

— В любой стране в составе правоохранительных органов должны существовать спецподразделения. Но мы выступаем за полное переформатирование "Беркута", который не может существовать в нынешнем виде, и создание нового спецподразделения на совершенно других принципах с ограниченными правами. По большому счету, нужно переформатировать все МВД, СБУ... Они должны быть реальными правозащитными структурами, а не защитниками режима. А для этого нужны революционные изменения в стране.

— Когда сформировался "Правый сектор"?

Реклама

— Инициатором создания "Правого сектора" была всеукраинская организация "Тризуб" им. Степана Бандеры, которая уже с 21 ноября была на Майдане во время первой многочисленной акции против сворачивания власти с евроинтеграционного курса. Когда Майдан закрепился на площади Независимости, 26 ноября, и был сформирован "Правый сектор". Наши ребята были в ночь на 30 ноября под монументом Независимости, защищали студентов от "Беркута" и дали возможность части протестующим отойти к Михайловскому собору. Там же, на Михайловской площади, наши ребята начали тренироваться защищать людей, и с того момента мы активно действуем в Киеве, а сейчас по всей Украине. 

— Чтобы попасть в "Правый сектор", необходимо пройти проверку?

— Безусловно, потому что к нам засылают провокаторов. У нас есть люди, которые занимаются кадровой работой и фильтруют новое пополнение. Не допускаем тех, кому не исполнилось 18 лет. Присоединяются к нам и девушки. Слабый пол — это наша гвардия (улыбается). Сдержать их очень тяжело. Когда были активные действия на Грушевского, они раненых вытаскивали.

— С какими политсилами готовы сотрудничать?

— Нам не обязательно с кем-то сотрудничать. Видя ту страшную народную поддержку, которая выражается не только на словах, мы вполне чувствуем силы двигаться самостоятельно. Украинцы не только массово вступают в наши ряды, они жертвуют свои кровно заработанные деньги на деятельность "Правого сектора". Это тысячи и тысячи гривен, которые люди приносят в комендатуру, а мы на них закупаем экипировку и все необходимое. Недавно ребята приехали из Закарпатья, рассказали, что бабушка принесла им последние 15 грн и велела отнести в "Правый сектор". Они не хотели брать, но бабушка настояла.

— Ходят упорные слухи, что на свою деятельность "Правый сектор" получил около $20 млн из ЕС, США и Канады?

— Это небылицы. "Правый сектор" существует сугубо на пожертвования людей. Ежедневно люди не только приносят деньги для нас на Майдан, но и перечисляют на карточки от 100 гривен до нескольких тысяч. Если бы нас финансировали из-за рубежа, думаю, нам бы не закрыли наши счета, открытые для пожертвований.

— Понимаете ли вы, что не все на Майдане поддерживают метод борьбы с "коктейлями Молотова"?

— Все прекрасно видели, что мирный проест, длившийся несколько месяцев, ни к чему не привел. Только после того, как мы вступили в активную борьбу, власть пошла на переговоры с оппозицией. Так что, сами видите, какой протест более эффективный. Мы не идеологи какого-либо насилия или экстремизма. Но, к сожалению, власть понимает только язык силы, и мы вынуждены так с ней разговаривать. Уверен, те, кто стоят на Майдане, нас поймут.

— "Правый сектор" — вооруженное формирование?

— Огнестрельного оружия у нас нет. Неделю назад к нам на пятый этаж Дома профсоюзов приходили послы США, Канады и Великобритании. Им открывали любые двери, показали все коридоры, и они убедились, что никакого оружия там нет.

По прозвищу Ястреб

Имя: Дмитрий Ярош
Родился: 30 сентября 1971 года

Основатель Все-украинского движения "Тризуб" им. Степана Бандеры, поднял первый сине-желтый флаг в апреле 1989 года в Днепродзержинске, где родился. С 1988 года занимается активной гражданско-политической деятельностью. Стоял у истоков создания Народного Руха Украины. Прозвище Ястреб. Образование — учитель украинского языка и литературы. Имеет троих детей и ожидает появления внука.