Лимузин Щербицкого продается за 280 тысяч долларов

28 января 2011, 17:04
ЗИЛ-115 возил секретаря ЦК и Филарета, а сегодня с номерами "ЦК КПСС" гостит на парадах.

ЗиЛ Щербицкого и Филарета. 5 лет «живет» в Одессе, дважды бывал на выставках в Киеве и Молдове. Фото из архива владельца авто

Одессит выставил на продажу в интернете лимузин 1-го секретаря ЦК компартии Украины Владимира Щербицкого. Автомобили ЗИЛ-115 выпускали с 1978-го исключительно для партийной верхушки СССР. В частности, на таком автомобиле колесил сам Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев.

"Брежнев выдавал новенькие ЗИЛы первым лицам компартии в союзных республиках перед Олимпиадой 80-го, — рассказал нам сегодняшний владелец лимузина Щербицкого Михаил. — Но имелись четкие указания, которые позволяли использовать новый ЗИЛ только для встреч с международными делегациями. Ни о каких поездках из дома на работу, или на отдых с семьей даже речи не шло, а когда автомобиль выкатывал свой пробег, его тут же отдавали на утилизацию. Сегодня 115-х осталось единицы". Такая осторожность со стороны партийной верхушки была не случайной — характеристики авто долго держались в строжайшем секрете, советский лимузин получил прозвище "непереворачиваемый", а все его системы дублировались — если отказывала одна, на выручку приходила резервная. В частности, системы торможения и зажигания. Стоит отметить и наличие эксклюзивных покрышек "Гранит", которые даже после выстрела могут пройти на скорости 120 км\ч еще 40 км. На момент выпуска в 1978-м году 115-й ЗИЛ стоил 120 тыс. рублей (24-я "Волга" — 3 тыс.), а сегодня владелец оценил свое авто в $280 тыс. (в прошлом году ту же модель, принадлежавшую Суслову, продали в России куда дороже — за 450 тыс. евро). При этом Михаил утверждает, что в автомобиле сохранилась полная заводская комплектация, и за 32 года на нем даже не меняли краску. История одесского ЗИЛа такова: вопреки указаниям ЦК Щербицкий не отдал его на утилизацию. Вместо этого (с половиной допустимого пробега) продал его... церкви. Лимузин "работал" на Киевский патриархат более 10 лет — на нем возили Патриарха Филарета и духовенство других стран, а потом "по выслуге лет" переоформили на некую организацию, у которой в 2006-м году авто и приобрел сегодняшний владелец. "Я не коллекционирую ретроавто, но о правительственном ЗИЛе мечтал много лет", — говорит Михаил. Он поставил на ЗИЛ заказные номера "ЦК КПСС" и ежегодно выезжает на Аллею Славы в День Победы. "Я вешаю на машину Российский и Украинский флаги и медленно качу по городу, — говорит Михаил. — Гаишники всегда очень уважительно пропускают".