Лушеры знают, как изменить мир с помощью коротких фраз, написанных на... заборе

24 декабря 2009, 17:05
Активисты движения Loesje расклеивают на улицах плакаты, поднимающие настроение.

Творчество. Олеся (слева) предпочитает цветочный горшок кирпичу

Каждый из нас наверняка видел в общественных местах наклейки или плакаты: "Улыбнись" или "Не все так плохо". Кто-то же тратил свое время, чтобы мы, возвращаясь с работы, увидели что-то хорошее — и мир вокруг стал на миг чуть светлее! И те, кто это делает, даже не подозревают, что это уже давно придумали в Голландии до нас и назвали Лушей — женским именем без какого-либо дополнительного значения. Но там плакаты преследуют не только цель поднять настроение.

"Наша цель — изменить мир!" — свято верят ее активисты. Кого-то из прохожих заденет плакат на экотематику "Природа... А из чего сделаны страницы в Красной книге?", другого — на тему военкомата "Не пойман — не воин", а кому-то понравится текст о человеческих отношениях "Эй ты, сойди с моего облака" или вариации на извечную тему "Отцы и дети": "Зеленая молодежь. А какого цвета взрослые?". Так, понемногу — тут даря улыбку, там заставляя задуматься — Луша сделает мир лучше.

Реклама


Скипский. С любимым слоганом

СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА. В России это движение существует с 90-х годов, но массовость оно приобрело в 2000 году. "Мой любимый слоган, — рассказал нам зачинщик петербургского движения Михаил Скипский, — тот, что на футболке: "Маленькая сестра лучше большого брата". Он не поменяет вашего мировоззрения (представляете, что было бы, меняйся оно под влиянием каждого плаката?), а просто убедит вас в том, с чем вы и так на подсознании согласны. Вы скажете: ну а дальше? Но мы не берем номера телефонов у всех, кто посмотрел на наш плакат, чтобы потом выяснить, что поменялось в его жизни — суть как раз в том, чтобы вызывать человеческие эмоции и чтобы светлые идеи "как будто сами" рождались в головах тех, кто спасает потом природу или даже устраивает маленькие перевороты".

На каждом плакате есть подпись — адрес электронной почты. "На нее в основном приходят письма: "Ребята, я хочу с вами, научите!" — иногда такие люди и становятся нашими "соучастниками". А вот на улицах люди реагируют по-разному: дворники, например, видят во всем мусор", — рассказывает Михаил.

Реклама

"Иногда Лушу не признают даже свои, — смеется Михаил. — Однажды ко мне приставал голландец, пытаясь выяснить, кто такая эта Люша (так, кстати, звучит это имя у россиян. — Авт.) и почему поручила мне, а не ему, своему соотечественнику, расклеивать от своего имени плакаты".

В УКРАИНЕ. У нас же до сих пор это явление новое: один текст-райтинг был в феврале 2007 года в Харькове под эгидой россиян, а месяц назад нам провели тренинг по написанию текстов берлинские коллеги: "Но сейчас мы планируем проводить текст-райтинг за текст-райтингом, — улыбается одна из активисток Олеся Максимив. — Вот у меня самой, например, всегда были мысли, которыми хотелось поделиться — в мире столько всего хорошего/смешного/грустного, что на это просто нельзя не обращать внимания".

"Результат нашей работы очень сложно поддается измерению — это вам не количество испеченных булок за смену. Но люди, глядя на нас, улыбаются — разве этого недостаточно? — говорит Олеся. — Я вот написала слоган, который вошел в расклейку: "Если на голову и должно что-то свалиться, то пусть это будет горшок с цветами". Когда люди на нем задерживали взгляд, мне было очень приятно".

Реклама

Украинским коллегам жители Берлина дали волю не только в написании своих слоганов, но даже предложили поменять название Луша на более привычное для украинского уха имя. Остановились на имени Рута — оно у волонтеров крутилось на языке, поскольку так звали берлинку.

Последний этап — расклейка — дело даже немного экстремальное. Хотя закон о свободе слова не запрещает клеить что угодно в специально отведенных для этого местах, Луша ходит по трое: один мажет, второй клеит, третий стоит на стреме. Потому что милиционерам лучше не попадаться на глаза. В Беларуси, например, тамошних активистов специально подстерегали патрульные, когда те расклеивали плакаты. Ребята мужественно просидели в участке несколько часов, но, прочитав слоганы на плакатах, стражи порядка сделали вывод: не политические. И отпустили.

"ПОПРОБУЙ СДЕЛАТЬ КУРИЦУ. ИЗ БУЛЬОННОГО КУБИКА"

Loesje (Луша или Люша, или Лушье, по-нашему) — это имя дали движению первые "текстописатели" еще в 1983 году в голландском городке Арнем. Почему выбор пал именно на него, неясно до сих пор. На родине Луше придумали не только характер — целеустремленный и веселый, но и целую семью. И даже когда создают постер, например, в духе старшего поколения, так его и подписывают: "Бабушка Люши".

Сейчас это международная организация Loesje с главным офисом в Берлине. Она ежемесячно выпускает буклеты с самыми удачными слоганами со всего мира и помогает странам, которые с Лушей незнакомы. Деньги организация получает от благотворительных взносов, а на работу берет волонтеров. Самые активные — страны Европы: Латвия, Эстония, Польша, Бельгия.

В словарной статье о Луше в интернете как иллюстрация использован плакат о нашей стране: "Украина. Когда демократия не работает, работают люди". Но написан он, увы, не у нас, а в Нидерландах. Не поучаствовали мы и в мировой акции о свободе слова в 2006 году. "Зачем хранить свое право на молчание", — такой слоган красовался тогда на улицах в 25-ти странах мира.

Под непонятным для нас словом Луша скрывается вполне понятная идея. Соберитесь группой из 5—6 человек за чашкой кофе где-то на нейтральной территории. Вооружитесь цветными ручками или карандашами и придумывайте слоганы. Главное, чтобы они пробуждали фантазию: "Попробуй сделать курицу. Из бульонного кубика" или поиграйте словами: "Ненормативная лексика. Языком по заборам". На специально отведенном листке соберите все, что накреативили, а потом, передавая его по кругу, обводите фломастером самые лучшие фразы. Следующий этап — распечатки и расклейки на столбах — ожидает только обведенные несколько раз слоганы.