Львовянин учит мальчиков боевому гопаку, а его жена создала школу амазонок

26 мая 2008, 16:09
Боевой гопак 23 года назад придумал львовянин Владимир Пылат. Он рассказал "Сегодня", как это было.

Реклама

Если проанализировать боевые единоборства, то окажется, что многие имеют автора. По этой проторенной дорожке и пошел Владимир Пылат. Обнаружив в гопаке движения, очень похожие на боевые удары, он стал выстраивать параллели. Если, как утверждают исследователи, карате "нафаршировано" элементами танцев острова Окинава, а единоборство капоэйра — движениями одноименного танца, так почему это же не могло произойти и у нас?

Но что интересно: танец казаков сохранился, а боевое искусство отчаянных и рисковых вояк почему-то нет. Существует предположение, что когда казаков стали слишком притеснять, они спрятали в танце свои особые боевые движения. К примеру, "разножку", "пистоль", "голубец", "черт" и другие движения, выполняемые в прыжке, они могли использовать, чтобы выбить вражьего всадника из седла. Пластун, сидя на корточках в засаде и внезапно окруженный подкравшимися врагами, не имел времени подняться на ноги и ему приходилось отбиваться сидя. Не так ли появились "ползунец", "подсечка"? Если это так, то в гопаке, действительно, зашифрована уникальная ножная низовая техника, не встречающаяся больше ни в одном из единоборств. Чтобы выстроить стройную систему боевого искусства, сведения о котором практически не сохранились, Владимир в боевом гопаке использовал движения других единоборств, которые можно считать универсальными. Все удары "украинизировались" и собирательно стали именоваться: руками — "стусаны", ногами — "копняки".

Слушая Владимира, понимаешь, что если бы не его общение с дедом Андрием Пылатом, то никакого боевого гопака не появилось бы вообще. Это он внушил внуку гордость за казацкий род, к которому принадлежала и бабушка Устина Палько. Независимые и обеспеченные казаки пользовались уважением даже у хозяйничающих в Галичине поляков. "Своего деда я помню в 60-е годы уже очень старым и совершенно седым. Он был намного старше века, но необычно крепким и широким в плечах, — рассказывает Владимир. — Несмотря на то, что в армии он раздробил колено и был списан в запас, мог молодым на загривке пронести коня. Я часто приезжал к нему в Давидовичи, что подо Львовом. Показывал деду, чему меня научил тренер по каратэ, а дед показывал свои движения "навприсядки", поясняя: "Бывает ситуация, что оружие в руках — плохой помощник, тогда присядь вот так и ударь ногой в колено или пах". Я считал, что он все делает неправильно. Но и повторить не мог. Тяжело. Так меня не учили. Дед Андрий рассказывал, что до 1939 года в его селе жил мастер, который ребят учил драться на кулаках и палками. Для тренировок он делал круг, засыпал его сеном и соломой и затягивал рядниной. Жил, в основном, с того, что люди давали. А его ценили, потому что он воспитывал гордость села. На Рождество и Купала приходили бродячие борцы, и село выставляло против них команду своих силачей. Это была часть народных традиций".

Реклама

ПОДСТАВИЛИ. В 1985 году, на гребне перестроечных перемен, тренер по каратэ Владимир Пылат с идеей воссоздания украинского боевого искусства пришел в горком комсомола. Там ее восприняли на ура. Школа начала формироваться, гопаковцев все прибавлялось. Но в 90-х вышла осечка. К Пылату пришли ультраправые, предложили: "Давайте наши ребята будут вместе". Владимир должен был готовить молодых патриотов физически крепкими, а взамен было обещано побеспокоиться о спорткомплексе. "В 1993 году они меня подло подставили, — рассказывает Владимир. — Бросили моих ребят против коммунистов. На боевой гопак тут же повесили ярлык нацизма. Потом еще лет десять за мной пристально следило СБУ. Национальная идея, которую я закладывал в единоборство, была опорочена. До сих пор, когда прошу помощи, нас воспринимают настороженно. Но родители гопаковцев знают, что в спортзалах и лагерях мы занимаемся только спортом".

Через боевой гопак в разных городах Украины прошли не менее 10 тысяч ребят. Кто скажет, что это плохо при катастрофической нехватке в стране спортивных секций? Хотя некоторые выкладки из книги Пылата наподобие: "Украина является колыбелью человечества" или "я призываю вас стать теми, чей взгляд всегда ищет врагов своей отчизны... очищайте ее от пришлых злодеев", — смутили, я думаю, не только меня. Но есть и утешительный факт: ни одного военизированного формирования под прикрытием школы боевого гопака за четверть века не создано. Дети же, по словам родителей, как в любой другой спортивной секции, стали крепче, организованнее, уравновешеннее, лучше учатся.

ДО 14 ЛЕТ НЕ ДРАТЬСЯ! Входя в зал, ребята приветствуют друг друга и тренера: "Слава Украине!" — "Героям слава!" Форма одежды — шаровары, вышиванки или майки с украинской тесьмой. Разминка — под украинские мелодии. Жест благодарения — как в танце: сложенные на груди друг на друга ладошки. За 15 лет ребята могут пройти три уровня — жовтяк, сокол, ястреб. Высшие ступени мастерства — характерник и волхв. До 14 лет мальчики выполняют комплексы в одиночку или вдвоем, но в спарринги (бой) Владимир их не ставит, говорит, что до этого возраста дети к дракам не готовы психологически.

Реклама

МУЖ-ВОИН ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ЖЕНУ-ВОИНА. Пять лет назад жена Владимира — Катерина Тарнавская — начала воплощать в жизнь еще одну его идею: воспитание юных казачек. Девичья школа называется "Асгарда" (по названию города, где жили боги-воины), а ее воспитанницы... амазонками. "Почему нет? — говорит Владимир. — Ведь амазонки жили в Приазовье, на территории нынешней Украины. Но я, создавая "Асгарду", мыслил не так глобально. Ориентировался больше на образ казачки, примером которой была моя бабушка Устина, — грамотная, своенравная, строгая и заботливая. С дедом они жили по закону: "Муж для жены — царь, бог и хозяин, а жена для мужа — царица, богиня и хозяйка".

"Казачки, оставаясь на хозяйстве без мужей, отправившихся в поход, должны были иметь характер, чтобы защищать дом и детей, — говорит Катерина. — Муж-воин должен иметь жену-воина. А воин никогда не унизит своего побратима. Потому казаки уважали свою половину". "Асгарда" — школа, где девочек учат не только драться, но и пению, народному танцу и театральному искусству.