Львовянка на сносях работает кучером

8 июня 2008, 17:00
Львовянка Валя Банас даже на 8-м месяце беременности "водит" карету и работает на конюшне. Потому что считает свою профессию романтичной и очень подходящей под ее жесткий характер.

Свой подход. Чтоб лошади бодро бегали по асфальту, хозяйка дает им сверхпаек — 15 килограмм овса в день, а чтоб двигались синхронно ставит в упряжку коней одной масти, пола, возраста и габаритов; фото Н.Ионычевой

Много вы видели карет, колесящих по современному городу? А кучеров-женщин? Такую "антикварную", да еще и типично мужскую профессию, выбрала себе 26-летняя Валя Банас. Вот уже пятый год она каждые выходные катает людей по старинным улицам Львова на запряженных парочкой лошадок каретах и фаэтонах, или как их тут называют "бричках". Причем не покидает это занятие, даже будучи на восьмом месяце беременности. Потому как обожает свою работу и считает ее романтичной.

"Живот все растет, и я уже не влезаю в форму — ни в бриджи, ни во фрак, ни в редингот, так что приходится работать в обычной одежде. Перешивать — довольно дорогое удовольствие", — смеется Валя. Несмотря на интересное положение, она вкалывает без продыха. В будни с восьми утра и до самого вечера ухаживает за лошадками на конюшне (всего у нее 14 подопечных), а в выходные берет в руки вожжи и возит людей от Оперного театра по всему центру под уже привычный аккомпанемент цоканья копыт. Кроме туристов, самые частые пассажиры — молодожены. Какая невеста не хочет почувствовать себя принцессой, а тут такая возможность прокатиться на сказочной карете с любимым. Увидев в роли кучера представительницу прекрасного пола, мужчины часто дарят ей цветы, а дети улыбаются. Из четырех карет малышня выбирает именно ту, которой управляет "тетя".

Реклама

Я застала Валю на конюшне за чисткой жеребца. "И как вы тут справляетесь. Беременные ведь особо чувствительны к запахам", — удивляюсь выносливости извозчицы. "Муж Володя, он у меня оператор на ТВ, ворчит, волнуется, мол, опасно с норовистыми жеребцами возиться. Но меня не изменишь, я упрямая. Даже подчас жесткая, как жалуется муж. У меня сильный характер. Не представляю себя без работы. Как я оставлю своих лошадок? Они для меня как дети", — признается Валя. С лошадьми она сколько себя помнит. Еще малышкой на коня ее посадил дедушка, ветеринар. И она, держась за гриву, уверенно поехала. Вся Валина квартира увешана картинами с лошадьми, старинной сбруей, бубенчиками. "Когда только начала возить людей в каретах, под конец дня от натягивания поводьев сильно болели мышцы, уставали руки и поясница. Постепенно привыкла к нагрузкам", — признается очаровательная извозчица. А она еще и предпочитает быстрых, резвых коней: "Есть ведь флегматичные, которых нужно постоянно кнутом подгонять, они засыпают на ходу. Я же люблю таких лошадей, которых трудно удержать. У каждого коня свой характер. Один воспринимает только ласку, его нельзя дергать, другой — совершенная ему противоположность. Кто-то боится зеленого цвета сфетофора, кто-то машин".

ВОЗИЛА СУМСКУЮ И ИСКАЛА КОНЯ БОЯРСКОМУ. Валя — профессиональная наездница. Снималась в нескольких фильмах, причем всегда в мужских ролях. В новом украинском "Маэстро Березовский" играла кучера героини Ольги Сумской. В продолжении "Трех мушкетеров", которое снимали прошлым летом во Львове, скакала галопом в образе старшего гвардейца: "Там еще у кардинала были ниндзя, которые всю картину отжимались стоя вверх ногами — такая себе фантастика". Вспоминает, как долго и нудно искали воскресшую лошадь Д’Артаньяна Хасана — режиссер Хилькевич требовал лошадь "с глубоким грустным взглядом" определенного окраса, да еще, чтоб она ластилась к Боярскому, хотя лошади априори настороженно относятся к незнакомым людям. Именно Валентина учила актеров управлять лошадьми. Дочка Д`Артаньяна, молодая румынская актриса Лянка Грыу, оказалась страшно капризной — ей невозможно было угодить, пришлось поменять аж четыре коня. Дмитрий Нагиев слишком резко дергал за уздцы, у него сильная рука, а ему попался конь, привыкший к нежному обращению. Из "старых" мушкетеров на лошадь сел только Боярский, и то проскакал пару раз и не галопом. Его друзей Атоса, Портоса и Арамиса заменяли дублеры — признавались, что годы уж не те. А курьез как-то вышел с одним захмелевшим пассажиром. "Он решил покататься. Я объяснила, что нельзя, он попросил хотя бы сфотографироваться с лошадьми. Я ему даю две вожжи и говорю: "Держите их внатяжку". Он чтоб удержать равновесие, хватается только за левую вожжу. И кони начинают разворачиваться влево. Я говорю: "Так нельзя, нужно две в натяжку держать". Он вдруг удивленно: "А что, другой убежит?" — смеется Валентина.

Реклама

ВО ЛЬВОВЕ В 20 РАЗ ДЕШЕВЛЕ. Фиакры и фаэтоны, кроме Льова, визитная карточка еще и Вены, Будапешта, Варшавы, Кракова. По львовской брусчатке они ездили еще в 19 веке. Прокатиться на фиакре по Вене — удовольствие не из дешевых: 40 евро. Во Львове всего 1,5—2 евро (15 гривен со взрослого и 10 — за ребенка). Теперь, когда этот вид транспорта используют уже только для развлечения, он ездит в выходные. Фаэтоны для Львова заказывали в Вене и Будапеште, одну карету делали в Сумах (ее качество не то — приходится часто реставрировать). Бричка оснащена тормозами и сигнальными фонарями и у нее есть свое место для парковки. А женщина-кучер есть еще в Кракове.