Магазины пугают пустыми витринами и полками

11 февраля 2009, 07:02
У супермаркетов "черная полоса". Чтобы не прогореть, они сокращают персонал и переходят на дешевую продукцию

Фото ИТАР-ТАСС

Пустующие полки украинских супермаркетов — новая примета финансового кризиса. Пройдясь по столичным магазинам, корреспондент "Сегодня" обнаружил пробелы на полках с крупами, расфасованным мясом, тортами, чаями, кофе, памперсами и даже женскими колготками. В одном из супермаркетов сильно поредела винная батарея: в наличии остались недорогие украинские и молдавские марки.

В одной из сетей пропали элитные сыры (те, что стоят 100—300 грн. за кг) и алкоголь (ликер, абсент, виски, джин и т.д.), красная рыба и дорогое мясо. Эксперты прогнозируют, что это только начало: в ближайшие полгода закроется около сотни магазинов различных сетей. Те, кому удастся выжить, будут торговать исключительно дешевыми продуктами, которые быстро расходятся.

Реклама

ПОСЛЕДСТВИЯ. "Уже полностью закрылась сеть "Смарт", а также около десятков магазинов крупных торговых сетей", — рассказал нам директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко. При этом в маркетах уже уволено 10% сотрудников в торговых залах и 30—50% — в офисах. "Раньше торговые сети, чтобы расплатиться с поставщиками, брали кредиты, теперь приходится платить за счет оборотных средств. Уже взятые кредиты возвращать нечем, процентные ставки повышаются... На курсовой разнице восемь крупных сетей потеряли около миллиарда гривен", — объясняет Кишко.

А в супермаркетах существование проблем признают неохотно. "Есть проблемы с оборотными деньгами, кредитованием, взаиморасчетами, ассортиментом, завозимым поставщиками. Падает спрос, из-за чего снижается денежный оборот", — рассказал коммерческий директор Quiza Trade (владелец сети "Велика кишеня") Дмитрий Каширин. В сети "Сільпо" и вовсе отрицают наличие проблем, объясняя пропажу некоторых товаров тем, что они стали слишком дорогими или их просто не успели выложить. Зато появились более доступные товары, которые пользуются большим спросом.

У супермаркетов есть шанс выжить, поясняет директор исследовательской компании Retail Studio Михаил Грищенко. "Они затянут пояса: сократят персонал, закроют несколько магазинов, но главное — сделают ставку на недорогие отечественные товары. Но это не сможет заполнить полки супермаркетов в том же объеме и таким же ассортиментом, как это было до кризиса", — говорит эксперт.

Реклама

КАБМИН НЕ ПОМОЖЕТ

Чтобы спасти бизнес, Украинская торговая ассоциации обратилась к Кабмину с просьбой рефинансировать уже полученные кредиты, чтобы маркеты могли их пока не возвращать. "В правительстве есть понимание и премьер-министр обещала помочь", — надеется глава Игорь Кишко. Но эксперты считают, что на помощь от правительства "розничникам" особо рассчитывать не стоит. Возможно, кое-кому удастся пролоббировать свои интересы, но отрасль в целом правительство спасать не будет. "На самом деле финансовый кризис оздоровит украинскую розницу. Более сильные игроки поглотят более слабых", — отметила старший исследователь компании GfK Ukraine Татьяна Яблоновская.