Сборочный цех. На АНТК "Антонов" дают вторую жизнь крылатым машинам. На переднем плане — модернизация Ан-72, на заднем — доработка Ан-148; фото В.Говорухи
Сегодня — 102 года со дня рождения знаменитого украинского авиаконструктора Олега Антонова, создавшего свыше двух десятков типов различных самолетов — от небольшого трудяги-"кукурузника" Ан-2 до супергигантов "Руслана" и "Мрии". Антонова нет с нами почти четверть века, но до сих пор отечественное авиастроение пользуется его разработками. Недавно снят фильм "Матрица Антонова", суть которого в том, что многие идеи генерального конструктора ныне развиты его учениками. Увы, несмотря на невероятные успехи Киева в начале ХХ века, когда только Франция и мы в лице Сикорского, Нестерова, Андерса, удивляли планету своей авиацией, несмотря на работу у нас такого гениального конструктора, как Антонов, пока украинское небо все чаще бороздят не Аны нового поколения, а американские боинги и французские эрбасы.
ТРОФЕЙНЫЕ СТАНКИ. Украинское самолетостроение, увы, в глубоком "загоне". Как поведал нам один из ветеранов киевского завода "Авиант", работающий на предприятии четвертый десяток лет, проблемы везде. Прежде всего это кадры. Средний возраст на заводе — свыше 50 лет, причем притока молодежи нет, ведь зарплата станочника — до 1500 грн. "В 70-е годы мы выпускали по 15 самолетов Ан-24 в месяц, плюс товары народного потребления: стиральные машины, детские коляски, игрушки, складные стулья, посуду. Позже делали Ан-32, по 3—4 шт. в месяц и по два Ан-124 в год. Приходить в упадок завод начал с 1994 года, предприятие перевели на 2—3 дневную рабочую неделю, лучшие кадры разбежались. Вернуть их нереально, да и квалификацию они утратили, надо готовить новых. Станочный парк также необходимо обновлять, нужны машины с числовым программным управлением, а у нас в цехах кое-где стоят трофейные токарные и фрезерные станки, вывезенные в 1945 г. из Германии, — говорит ветеран. — Самолет Ан-148 мы сейчас собираем фактически на колене".
СИКОРСКИЙ СТРОИЛ ВЕРТОЛЕТЫ ВО ДВОРЕ.
Рожденный в 1889 году в Киеве будущий конструктор первого в мире серийного вертолета, Игорь Сикорский рос на рассказах мамы о великом Да Винчи — о его чудо-машинах, которые взмывали в небо. "В 11 лет мне приснился удивительный сон. Я был убежден, что нахожусь на борту огромного летающего корабля. Когда я проснулся, мне сказали, что человек еще никогда не создавал удачного летающего аппарата, и вообще, это несбыточно". Поступив в Киевский политех, Сикорский тут же организовал авиасообщество. В 21 год в киевском дворике отцовского дома (Ярославов вал, 15) он сконструировал невидаль — беспилотный вертолет, который был способен даже зависнуть на небольшой высоте. Здесь же, на лужайке, Игорь построил несколько типов аэропланов, на которых летал сам. А еще — изумительный паровой мотоцикл.
Слава о талантливом парне, увлеченном авиацией, разнеслась довольно быстро. Еще будучи студентом, в 1911 году – то есть в 22 года – на своем биплане "Сикорский-6" Игорь установил мировой рекорд скорости. Тогда гений с незаконченным высшим образованием бросил учебу в КПИ, откликнувшись на предложение переехать в столицу Российской империи – Санкт-Петербург, чтобы стать главным инженером Русско-Балтийского завода и наладить выпуск самолетов собственной конструкции. Киевлянин создал крупнейший тогда самолет "Илья Муромец" и во время невероятного по тем временам длительного перелета из Питера в Киев впервые в мире позавтракал на борту за накрытым сервированным столом. Революция и советская власть испортили карьеру Игорю Ивановичу. Он уехал за границу и в США на деньги, которые дал великий композитор Сергей Рахманинов, создал свое дело – авиаконструкторское бюро "Сикорский", которое существует и поныне.
АВИАГОРДОСТЬ УКРАИНЫ.
Самый грузоподъемный. Эти самолеты (их около 30 шт) выполняют чартерные грузовые перевозки. Взлетная масса — 400 т, может перевозить до 150 т груза на расстояние 4400 км. Электрогенератор массой 135,2 т — в книге рекордов Гиннесса как самый тяжелый моногруз, когда-либо перевезенный по воздуху.
ДОЧЬ ГЕНИЯ. Имя: Анна Антонова
Родилась: в 1948 г. в Новосибирске.
Окончила Московский физико-технический институт, кандидат технических наук, профессор кафедры высшей математики Национального авиационного университета в Киеве, автор нескольких учебников. Любит классическую музыку и украинскую современную литературу, особенно молодых писателей. Интересуется живописью, прежде всего творчеством импрессионистов и постимпрессионистов: Моне, Сезанна, которые нравились и Олегу Константиновичу Антонову. Но увы, в отличие от отца, сама картин не пишет.
Анна Антонова. "После разговора с одним из высоких чинов папа произнес: "Это не генерал... Это — дегенерал".
— О личной жизни Олега Константиновича Антонова известно намного меньше, чем о его работе и увлечениях. А ведь он трижды был женат, отец четверых детей, успел стать дедушкой...
— Первой его супругой была Елена Сергеевна Кочеткова. Она занималась с отцом проектированием планеров, были даже планеры ее конструкции. В 1936 г. у них родился сын Ролан. Его уже не в живых, он умер в 54 года. С моей мамой Елизаветой Аветовной Шахатуни отец познакомился в 1937 г., через год они поженились. Отец тогда начал самостоятельную работу над самолетом ОКА-38, мама получила навыки прочниста в ОКБ Лавочкина. А с 1940 они стали работать вместе. Во время войны создавали десантные планеры, а позже работали в ОКБ Яковлева.
— Шахатуни — один из лучших специалистов в мире по расчету прочности самолетов...
— Правильнее сказать, что в области создания транспортных самолетов школа прочнистов АНТК имени Антонова занимает достойное место в мировом рейтинге. Родители проработали бок о бок всю жизнь, сохранив хорошие отношения даже после развода и женитьбы отца. Они всегда ценили талант и профессиональные качества друг друга. Мама, которой 96 лет, до сих пор активно интересуется жизнью антоновцев. Моя дочь Вета окончила факультет международных отношений Киевского госуниверситета, живет и работает во Франции. Третья жена отца, Эльвира Павловна Антонова – инженер-программист. Их дочь Елена после МАИ работала в ОКБ Ильюшина, сын Андрей — художник-дизайнер.
— Чем вам больше всего запомнился отец?
— Он всегда умел выслушать собеседника. Большего демократа в общении я не встречала... Главной его страстью была авиация. Он мог говорить о ней часами. Кроме научных трудов, отец написал десятки популярных статей для авиаторов-любителей, больших и маленьких, а также несколько забавных рассказов и сказок для домашнего пользования. Это был Учитель с большой буквы. Он многое умел делать своими руками, писал картины, всю жизнь любил запах свежей древесной стружки и красок. Совершенно неожиданно мог пошутить, подурачиться. Прекрасно чувствовал русский и французский юмор, и со вкусом им пользовался. Как-то после нелегкого разговора с одним из высоких армейских чинов папа задумчиво произнес: "Да-а-а, это не генерал... Это — дегенерал". Составил шуточный кодекс правил общения для руководителей. Например: "Требуя что-либо от подчиненного, подумай, выполнишь ли ты это сам?", "Предпочитай приятному, но не инициативному работнику "ершистого", талантливого, мыслящего и инициативного". Смешной случай рассказал как-то академик Любомир Пыриг. В 60-е годы "всенародное осуждение" вызывали те, кто ходил в шортах. А отец был человеком спортивным, летал на планерах, неплохо играл в теннис и очень любил шорты. И вот однажды в Крыму на рынке подходит к нему милиционер и говорит: "Гражданин! В публичных местах нашей страны в шорКах ходить запрещено!" В ответ Антонов молча показал ему удостоверение депутата Верховного Совета СССР. Милиционер лишился дара речи, а мы еще долго со смехом вспоминали эти "шорки".
Довольно долгое время в Киеве была улица Федора Андерса – на Чоколовке. Теперь это тупик, хотя остановка троллейбуса № 9 все еще называется в честь короля наших дирижаблей.
26 апреля 1913 года молодой поручик Нестеров начал исполнять обязанности начальника ХІ корпусного отряда 3-й авиационной роты в Киеве. Именно здесь он смог испытать множество своих придумок — "воздушный мотоциклет", переделанные и улучшенные самолеты. В компании двух воздухоплавателей Нестеров организовал первый в мире массовый полет. Слетали по маршруту Киев—Остер—Нежин—Киев. Еще и кинооператора взяли, что было неслыханно. Фильм потом крутили в лучшем киевском кинотеатре Шанцера на Крещатике. В августе 1913 года в нашем небе Нестеров совершил и вовсе прорыв в истории — поднялся над Сырецким военным аэродромом и на высоте 600 метров выполнил кувырок на своем самолете — знаменитую "мертвую петлю", "петлю Нестерова". Ему было всего 26 лет!
Авторы благодарят пресс-службу АНТК им. Антонова за помощь при подготовке материала.