"Мою песню в Украине не приняли, потому что она на русском и не об УПА"

22 февраля 2008, 14:50
Киевлянин Сергей Броварник 34 года вынашивал песню в память о солдатах Красной Армии, отстоявших Европу. В 2007 году она принесла ему в России гран-при, но украинские ветераны ее до сих пор не услышали.

Мечта. "Хочу подарить эту песню украинским ветеранам. только вот как?" фото В.Говорухи "СЕГОДНЯ"

О Великой Отечественной давно не пишут песен. О ней в Украине больше спорят. Для 45-летнего Сергея Броварника из Киева не нужны доказательства мужества солдат той войны. Восторг перед их силой духа он испытал еще в детстве. Дед, участник Сталинградской битвы, брал его с собой на встречи ветеранов. И однажды на Мамаевом кургане он пообещал фронтовым друзьям деда: "Обязательно напишу гимн о миллионе солдат, которые здесь погибли".

ЗА ПАМЯТЬ ПОТРЕБОВАЛИ ДЕНЬГИ. Но время шло, были написаны строчки о любви, природе. А о войне не приходили. Сергей понимал, что они должны быть очень простыми, бесхитростными и в то же время цепляющими за живое. "Заходи, солдат, огоньки горят, и в домах вас ждут, дорогих ребят…" неожиданно появилось только в 2004 году, в день маминых похорон. Сергей, живущий в Киеве, не смог поехать на них в Казахстан — не было загранпаспорта, но, зная час, когда маму будут опускать в могилу, не сводил взгляд со стрелки часов. Эти часы "Полет" он купил в армии на Дальнем Востоке за десятку, которую мама переслала ему в конверте. Вторые в своей жизни часы он получил через несколько лет в подарок за песню, которая в те горькие минуты все-таки родилась, — "Европа. Минута молчания".

Реклама


Раритет. Часы с барельефом Жукова — первое признание

Свои произведения, как говорит сам автор, он "не продвигает". Но в отношении песни "Европы..." будто чувствовал за собой какой-то моральный долг. Кому ни читал, всем текст нравится. А мелодия постепенно наросла на слова, как мясо на кость. И пошел Сергей, по наказу ветеранов ВОВ, предлагать свою песню на разных телеканалах. Первое требование разочаровало: запись нужно было оплатить. Второе ошарашило: ничего не говоря о качестве текста и музыки, везде требовали, чтобы Броварник перевел свою "Европу..." на украинский язык и ввел пару строчек об ОУН-УПА.

ОРКЕСТР БЕЗ НОТ. Сергей написал письмо в мэрию, и, к его радости, там развернули бурную деятельность. Вызвали аранжировщика, начали репетировать с коммунальным оркестром при киевской администрации. 60 музыкантов работали над "Европой…" в течение 10 дней. Лишь пару раз репетицию прерывали чиновники, которых бросало в пот от того, что песня не на "державній мові". Премьера должна была состояться 22 июня 2006 года — в год 65-летия начала войны — на одном из телевизионных каналов. Но в телевизионном выпуске новостей оркестр лишь промелькнул, а песня в записи прозвучала как фон для журналистского текста о возложении венков. "В общем, что-то отметили, — с горечью говорит Сергей. — Ветеранам Великой Отечественной не нашлось 2 минут 14 секунд — ровно столько длится песня".

Реклама

ГРАН-ПРИ. Не найдя признания в Украине, Сергей поехал в Москву. Но там была аналогичная история: на канале "Россия" и "ОРТ" запросили заоблачную сумму. А у него кончались даже деньги, собранные на московский вояж. Броварник зашел в Совет ветеранов. Председателя текст песни настолько тронул, что он достал из ящика коробочку и вручил автору со словами: "Вот твоя первая награда". Коробочка оказалась музыкальным футляром с мелодией "День победы". В нем лежали часы, выпущенные к 50-летию Победы, с барельефом Жукова на крышке. "Спасибо тебе за смелость. Ведь после песни Харитонова и Тухманова за все 30 лет никто так и не решился ничего написать".

А потом Сергей, гостя у родственников в небольшом городе атомщиков Десногорске Смоленской области, зашел на местную телестудию. "Европа…" там понравилась. Ребята взяли в руки камеры, объехали область, отсняли памятники, посвященные Великой Отечественной, отобрали архивный материал. Получился трехминутный фильм, который "Десна ТВ" представила в Волгограде на V Международном фестивале телевизионных программ "Вечный огонь", посвященном 65-й годовщине Сталинградской битвы. Фестиваль оценил работу международной творческой команды как лучшую и присудил Гран-при. Броварник вернулся в Киев победителем.

И вот неожиданный поворот судьбы. Сидя на севастопольском пляже, Сергей прочел "Европу..." своему армейскому другу. Но у нее оказался еще один слушатель — человек, работавший в годы войны при штабе генерала Дмитрия Карбышева (геройски погиб в концлагере, где гитлеровцы на морозе поливали его водой, пока человек не превратился в ледяную глыбу). Севастополец передал Броварнику архивные документы и просил написать о легендарном генерале. Все деньги, полученные за гран-при, Сергей вложил в печать книги "Звезды над Альпами". Рецензию к ней дал сам Солженицын, а режиссер Марлен Хуциев ("Весна на Заречной улице"), высказал желание поставить по ней фильм.

Реклама

"НА МОИХ ГЛАЗАХ ФАШИСТЫ ДОБИВАЛИ МОЕГО ДЯДЮ"

Среди выживших в Сталинградской мясорубке, продолжавшейся 200 дней и ночей, был дед Сергея Броварника — Федор Шароварников. Но его потеря в войне была не сопоставима ни с чем: по всей Европе разбросаны могилы 9 его сыновей. В живых осталась только дочь, мама Сергея. Когда в руки венгерских тележурналистов попала трофейная кинохроника, и они сумели установить, что попавший в кадр танкист — сын Федора Шароварникова, то в 1970 году на встречу ветеранов в Волгоград привезли фильм. Отец узнал сына, совпадало и место гибели Шароварникова-младшего — венгерское озеро Балатон. На просмотре был 8-летний Сережа. Кадры, как дядя отстреливается до последнего патрона, как его, раненного, берут в плен, а потом, смеясь, добивают автоматными очередями, врезались в память. Появилось осознание того, что каждый человек, оказавшийся тогда один на один со смертью, совершил свой маленький подвиг. Сергей пообещал ветеранам написать о них стих.

Несмотря на то, что у Броварника в творческой папке сотня стихов, поэтом он себя не считает. Строчки к нему приходят, когда душу наполняют чувства. А если они ее переполняют, то строчки сами собой начинают петься. Проблема у автора только в том, чтобы мелодию записать. Нотной грамотой владеет слабо, разве что "до" от "ля" может отличить. Ни на одном инструменте играть не научился. Хорошо, друг как-то помог: аккомпанируя на гитаре, записал Броварнику целый диск.

ЕВРОПА. МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Заходи, солдат!

Огоньки горят,

И в домах вас ждут,

Дорогих ребят.

От Альпийских гор

До седых Карпат

На холмах стоят

Миллион солдат.

60 секунд —

И минуты нет.

Мы чеканим шаг

В честь твоих побед.

На багряный стяг

Со слезой глядим

Из солдатских фляг

Мы тебя почтим.

Вся Европа встань,

Поклонись бойцу!

В их последний путь

Мы зажжем свечу.

В 60 Побед,

В 60 минут,

В 60 секунд

Протянулся путь.

Заходи, солдат,

Огоньки горят,

И в домах вас ждут,

Дорогих ребят.

От Альпийских гор

До седых Карпат

На холмах стоят

Миллион солдат.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО И ПОСЛУШАТЬ ПЕСНЮ МОЖНОЗДЕСЬ