"Моя рука не дрогнет": Детективы НАБУ готовы бороться даже с людьми, у которых есть маленькая армия

1 октября 2015, 11:02
Ребята, ставшие детективами НАБУ, рассказали, о своей мотивации и целях

Детективы НАБУ призваны бороться с коррупцией

Реклама

15 сентября первые 25 детективов Национального антикоррупционного бюро приняли присягу госслужащего. Всего, после тщательного многоэтапного отбора, длившегося почти 4 месяца, из 2700 кандидатов были отобраны 70 детективов.

Как неоднократно заявлял директор Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник, детективы готовы начать свою работу уже с первых дней октября. Единственная заминка пока касается избрания антикоррупционного прокурора, без которого НАБУ не может в полной мере выполнять свои функциональные обязанности. На сегодняшний день Генпрокуратура и парламент уже определились с составом конкурсной комиссии, которая будет выбирать антикоррупционного прокурора, и с 21 сентября начался прием документов от претендентов на эту должность. На недавнем заседании Национального совета президент Порошенко спрогнозировал старт работы НАБУ к концу ноября.

Общество возлагает на детективов столько надежд, что работу, которую им предстоит делать, можно смело назвать миссией. Ведь от успешной деятельности НАБУ зависит не только эффективность борьбы с коррупцией и очищение системы государственного управления, но и, к примеру, безвизовый режим с Европой, о чем нам не устают напоминать западные партнеры.

Реклама

Детектив на государственной службе – новое явление для Украины. В их функции будет входить и оперативная, и следственная работа, а сфера полномочий действительно беспрецедентна. Потенциальная "клиентура" детективов НАБУ – чиновники высшего эшелона министерств и ведомств, правоохранительных органов и судов – именно те структуры, в чистоте помыслов и действий которых украинское общество сомневается больше всего.

Сами детективы Национального антикоррупционного бюро понимают степень своей ответственности и говорят следующее: "От эффективности нашей работы зависит успех и будущее Украины как государства".

Особенную важность назначения детективов и становления НАБУ в целом подчеркнуло появление на присяге президента страны. Петр Порошенко в своем выступлении заявил, что главная задача НАБУ – уничтожить коррупционного монстра в стране. Глава государства также заверил детективов в полной поддержке и доверии, отметив, что государство обеспечило новых детективов НАБУ всем необходимым для эффективного противодействия коррупции, включая высокий уровень финансового обеспечения.

Реклама

Действительно, зарплата детективов определена законом "О Национальном антикоррупционном бюро Украины", и составляет около 30 тысяч гривен. Впрочем, как говорят сами новоиспеченные детективы, несмотря на безусловную важность материального вопроса, он не стал ключевой мотивацией в момент, когда они решили попробовать свои силы на открытом конкурсе.

Главная мотивация – сделать что-то значимое

Ребята, уже заслуженно именуемые детективами НАБУ, много и охотно рассказывают о том, что заставило их принять решение об участии в открытом конкурсе. Но, поскольку их работа все же будет сопряжена с целым рядом объективных угроз, включая потенциальную возможность силового давления на самих детективов и членов их семей еще до начала полноценных расследований, фамилии в статье мы решили не называть, ограничившись только именами.

Киевлянину Александру 26 лет, закончил Киевский национальный университет им. Т.Г. Шевченко, ранее не работал в правоохранительных органах. Опыт в юриспруденции получил в частных структурах.

"Я родом из Киева, учился в КНУ имени Шевченко, с 3 курса работал в частных компаниях в качестве юриста. На самом деле, я всегда хотел работать в государственных органах. Но свою роль играло то, что зарплата в частном секторе была на порядок выше, поэтому терять в деньгах не хотелось. Понимал, что в госорганах могут работать честные люди, но многих, кто пришел с лучшими намерениями, потом просто поломала система. Это тоже меня останавливало. Мое становление как личности происходило во время Оранжевой революции. Тогда я был старшеклассником, воспринял все эти идеалы, "светлое будущее", казалось, до него можно было дотянуться рукой. Считаю, что в том, что произошло дальше, в первую очередь виновато само общество, сами люди, – рассуждает он. – Они требовали изменений, но сами меняться были не готовы – честно платить налоги, выбрасывать мусор в урны, а не себе под ноги, и т.д. После Революции Достоинства я все же чувствую, что в людях что-то поменялось. Возможно, не настолько сильно, как бы хотелось, но это тоже прогресс. Я решил пройти конкурс, потому что почувствовал, что сейчас можно стать участником важного и значимого процесса".

24-летний киевлянин Артем закончил Национальный юридический университет им. Ярослава Мудрого, а также Харьковский Национальный экономический университет им. Семена Кузнеца, до НАБУ работал старшим следователем военной прокуратуры Киевского гарнизона в звании лейтенанта юстиции. Говорит, что всегда выступал за европейские принципы в работе, а с прогрессивными взглядами реализоваться в подобной структуре было, прямо скажем, тяжело.

О конкурсе в Национальное антикоррупционное бюро узнал случайно – из комментариев в Фейсбуке под своим постом об уровне следовательской зарплаты. Под риторическим вопросом в соцсети: "Как с такой зарплатой работать?" знакомый оставил комментарий: "Знаешь, в Антикоррупционное бюро набирают детективов на открытом конкурсе, попробуй".

Для Артема, как он сам признается, помимо желания заняться важными для общества процессами, сыграл свою роль и уровень зарплаты, которую предложили детективам в НАБУ. "У меня есть дополнительный сильный мотиватор, поскольку мы с женой ждем двойню, она должна в этом месяце родить. И, разумеется, для меня важно иметь возможность обеспечивать свою семью".

Вместе с тем, поначалу он не особо надеялся, что конкурс будет действительно открытым и его можно пройти своими силами. Но вскоре убедился, что никакого "подвоха" нет.

"Это работа, за которую хочется взяться, и нести этот флаг. Если получается у новой полиции, должно получиться и у Антикоррупционного бюро", – говорит Артем.

Львовянке Христине 25 лет, закончила юридический факультет Львовского национального университета им. Ивана Франка, 3 года работала юристом в частной компании. С самого начала следила за формированием Антикоррупционного бюро и просматривала вакансии, но о том, что начался набор детективов, сообщила подруга, которая и посоветовала подавать документы.

"Я не надеялась, что пройду, но почувствовала, что должна это сделать, поэтому решила попробовать свои силы. Для меня это профессиональная амбиция, – говорит она. – Кроме того, это также и моя гражданская позиция. Хочется что-то изменить в государстве к лучшему и быть активной частью этих изменений. Моя прежняя работа меня вполне устраивала, в том числе и по доходам. Но НАБУ – это новая высокая планка, и ее захотелось достигнуть. Если хотите, это социальный престиж. Хочется не подвести и оправдать статус НАБУ, потому что в обществе существует огромный запрос на успех борьбы с коррупцией".

Дмитрию из Полтавы – 27 лет, он закончил Национальный юридический университет им. Ярослава Мудрого в Харькове, начинал с помощника адвоката, после окончания юридической академии прошел конкурс в органы прокуратуры, и до последнего времени работал в одной из районных прокуратур Полтавщины. Рассказывает, что после очередных суток работы садился на маршрутку или поезд, и ехал в Киев – сдавать тесты в НАБУ.

"Хочется реально повлиять на ситуацию в государстве. Я и в прокуратуру пошел, чтобы бороться с коррупцией, но вскоре понял, что во многих случаях работа ценилась не за качество, а скорее за количество галочек в отчетности. Хорошими парнями были не те, кто ловит преступников, а кто ставил галочки в нужном месте. НАБУ – это жизнь с чистого листа, в том числе и для нашего государства", – говорит он.

Елена приехала с Кировоградщины, ей 28 лет. Закончила Национальную юридическую академию Украины им. Ярослава Мудрого по специальности "правоведение". Работала прокурором отдела обеспечения участия в судах и представительства органов прокуратуры в суде управления представительства интересов граждан и государства в суде прокуратуры Кировоградской области.

"О конкурсе узнала из новостей, стало интересно попробовать. Считаю, что в государстве назрели изменения, мне хотелось самой приобщиться к этому. Моя мотивация – сделать что-то полезное для страны. Но, сперва, конечно, было желание убедиться: можно ли в нашей стране получить должность благодаря открытому конкурсу? Оказалось, что все может быть честно и прозрачно", – рассказывает она.

Жесткий отбор

Отбор детективов, согласно общему мнению всех причастных к конкурсу, был предельно жестким и суровым. Конкурс состоял из четырех этапов тестирования: на знание законодательства, общие способности (General Skills), психологические характеристики (MMPI), после которых кандидаты проходили собеседования с психологами, а также финальное собеседование с членами конкурсной комиссии. Тесты разрабатывались специально для кандидатов международными партнерами – OECD и INL.

Чаще всего в списках 70 уже прошедших отбор детективов встречаются бывшие работники органов прокуратуры – 20 человек, коммерческих структур – 19, 10 из них ранее работали в МВД, 7 на государственной службе, трое – в СБУ. Среди прошедших конкурсный отбор 6 женщин. В дальнейшем планируется набрать 242 детектива, а, значит, в обозримом будущем будет объявлен новый конкурс.

Практически для всех кандидатов наиболее серьезным испытанием стал тест General Skills. Как рассказала Христина, многие из соискателей были шокированы и не ожидали, что он пройдет в таком формате. "Это был настоящий стресс-тест. На 60 вопросов давалось всего 45 минут. На ответы давалось мало времени, при этом задания были достаточно сложные", – говорит она.

Как объясняет Артем, "это тест на интеллект, напоминающий тест IQ, только намного сложнее".

"В основном, это проверка математического и логического мышления, а также восприятия текста. Но, как мне кажется, он также очень серьезно проверяет возможности человека при работе под давлением. При этом нельзя пользоваться ни ручкой, ни калькулятором – ничем. За правильный ответ – один балл. За неправильный – минус 0,25. Если пропускаешь задание – 0. Таким образом, отсекалась возможность отвечать наугад, иначе можно было закончить вообще с минусовым показателем. В целом в каждой группе тестируемых преодолеть минимальный барьер теста в 20 баллов удавалось 5-10%", – рассказывает он.

Все детективы также в обязательном порядке проходят спецпроверку – направляются запросы в Минобразования, МВД, СБУ и т.д. И по желанию – полиграф. "Детектор лжи" вызвались пройти все, хотя его результаты могут носить только рекомендательный характер при приеме на работу.

"Это была идея представителей Совета общественного контроля, они же, насколько я знаю, и нашли компетентного специалиста в этой отрасли. Два с половиной часа мне задавали вопросы, в том числе "Не пришел ли я собирать информацию для кого-то из олигархов?". У этого теста нет прямого влияния на судьбу претендента на должность, но в дальнейшем он добавляет доверия, если проходишь успешно", – рассказал Артем.

Отдельно все без исключения детективы отметили "жесткость" финального собеседования с конкурсной комиссией под руководством заместителя Директора Бюро Гизо Углавы. Конкурсная комиссия состоит из 5 представителей Антикоррупционного Бюро и 3 – Совета общественного контроля.

"Одно дело, когда проходишь тесты на компьютере, а совсем другое, когда приходишь на комиссию, где очень умные люди задают много вопросов и нужно быстро сориентироваться и дать верный ответ, – рассказывает Елена. – Представители Совета общественного контроля задавали вполне конкретные вопросы, касающиеся событий, которые происходят в стране прямо сейчас. Насколько мне известно, после собеседования принимали коллегиальное решение – по каждому кандидату должны были проголосовать минимум 5 членов комиссии из 8".

Для Александра, по его словам, именно общение с комиссией стало наиболее ярким впечатлением. "После него я понял, что независимо от того, выберут меня или нет, комиссия делала свою работу очень качественно. Это была настоящая проверка работы под давлением, это была очень качественная дискуссия", – рассказывает он.

На собеседовании, по рассказам детективов, кроме теоретической базы комиссия предлагала разобрать "кейс", а также определиться с линией поведения детектива в конкретном эпизоде.

"Это было не просто какое-то нафталиновое собеседование в госорганы. Из нас всю душу вытрясли. Очень жестко и интенсивно. Сразу давали "кейсы" – как ты поступишь в такой-то конкретной ситуации, моделировали возможное их развитие", – рассказывает Артем.

А Дмитрию общение на финальном собеседовании напомнило общение клиента с адвокатом. "Мы общались на простом языке. Нужен ли ты НАБУ? Это походило на наем адвоката, когда клиент пытается узнать, сможет ли тот защищать его интересы".

Тренинги с ФБР

С 7 сентября детективы, прошедшие отбор, проходят интенсивные 5-недельные тренинги с участием зарубежных специалистов по борьбе с коррупцией. Среди них канадец Дональд Боузер – консультант по борьбе с коррупцией, который запускал работу подобных органов в разных странах мира, Мика Аалто (Финляндия) – ключевой эксперт по поддержке реформ в Украине в секторе юстиции, англичанин Боб Мюррел– полицейский с 20-летним стажем работы, старший инспектор, консультант AML, Лоуренс Дей – партнер и главный консультант AML из Британии, а также еще один британец Джастин Лири – детектив лондонской полиции с 13-летним опытом работы, который проводит тренинги по IT-аналитике.

Цель тренингов, разработанных экспертами из Украины, Грузии, Финляндии, Великобритании и США – передать практические знания и навыки, которые будут необходимы детективам для расследования коррупционных преступлений и преступлений в финансовой сфере.

Детектив Дмитрий отмечает, что главная польза от тренингов иностранных экспертов – не конкретные методики расследований. Самая ценная информация от них касается организации работы. "У нас, к сожалению, в правоохранительных структурах принято ходить по инстанциям и кабинетам по самым мелким поводам. Повестку могут 2 недели отправлять, потому что надо заверить кучу бумаг перед этим. Американцы и британцы рассказали о ключевом факторе – создании команды, которая вместе работает над конкретным делом. Допустим, в нее входит три детектива, аналитик и прокурор. Они делают общее дело. Между ними нет конкуренции, а есть работа на общий результат".

Александр отмечает, что по результатам лекций об открытых базах данных он сделал вывод, что на Западе коррупционеры действуют более изощренно и скрытно. "У нас же множество подобных людей чувствуют себя безнаказанными. Мне кажется, что первое время нам, возможно, и не придется пользоваться такими сложными методами, которые используют те же британцы. Но в будущем нам обязательно пригодится этот опыт, потому что, когда мы начнем работать, беспечность у многих быстро пропадет", – сказал он.

Детективы рвутся "в бой"

Несмотря на то, что официальный старт работы НАБУ в связи с продолжением конкурса на должность антикоррупционного прокурора, немного откладывается, детективы давно рвутся "в бой".

"Понимаю, что придется работать против людей, у которых, может быть, даже есть своя маленькая армия, и которые решают вопросы не только с помощью топовых юридических фирм, но и методами 90-х годов. Нужно быть готовым ко всему, в том числе и к потенциальной опасности любого уровня. Но мы все прекрасно понимали, куда шли и с чем, возможно, придется столкнуться", – говорит Артем.

"Моя рука не дрогнет. Мы прекрасно понимаем всю ответственность, которая на нас возложена", – уверена Елена.

Христина тоже излучает уверенность: "Думаю, я смогу противостоять давлению и соблазнам – этому поспособствуют личные принципы. Что касается угроз применения силы – для этого в НАБУ формируется спецподразделение, задачей которого и будет защита нас от опасностей. Нужно быть готовым, хотя мне, как женщине, безусловно, сложнее готовиться к таким вещам. Но я рассчитываю на поддержку своей будущей команды и в целом НАБУ, как системы".

"Глядя на парней, которых набирают в спецназ, я не переживаю за безопасность. Понимаю, что нам будут мешать делать свою работу, но если пришел ради идеи, то обязательно справишься", – вторит коллегам Дмитрий.

"Свободного времени не будет"

Возможно, этот материал поможет развеять некий ореол таинственности, все еще витающий над детективами. В Национальное антикоррупционное бюро, несмотря на жесткие условия конкурса, набирали далеко не "терминаторов". Большинство из них – современные молодые люди, продвинутые и энергичные – многим по 25-30 лет. И у каждого из них, помимо работы, есть своя жизнь и свои увлечения. В свободное время Елена занимается фотографией, Артем – вегетарианец и "убежденный" велосипедист, который и на работу ездит на велосипеде, а также принимает участие в легкоатлетических забегах. Александр увлекается авто-квестом, Дмитрий – боксом и рыбалкой, Христина интересуется психологией личностного развития, занимается йогой, фитнесом, и очень любит путешествовать.

На вопрос будет ли теперь свободное время на увлечения, улыбаются. "Уверен, что не будет", – говорит Дмитрий.