На соседстве со знахарями и целителями украинцы зарабатывают до 3 тысяч гривен

9 февраля 2012, 07:56
Местные жители обогащаются на горячих пирожках и сдаче коек для паломников.

Почаев. На рынке возле лавры полно сувениров. На самодельных табличках написано «товар освящен». Фото winniethepooh-1.livejournal.com

Во многих уголках Украины есть места, куда съезжаются сотни и тысячи паломников, верующих. Они едут за исцелением от болезней, посмотреть на чудеса. Как правило, все эти места находятся не в больших городах, а порой и в глухих селах, где у людей практически нет работы, и живут они со своих огородов. Но смекалистые и предприимчивые местные жители давно поняли, что и тут можно подзаработать. Продавать горячие напитки, выпечку, бутерброды, сувениры и заряженную воду, сдавать места в своих домах под ночлег, кормить приезжих обедами. Например, в селе Катюжанка Киевской области еще несколько лет назад местные выпивохи и близко к домику отца Александра не подходили, ворчали, что к нему с утра пораньше едут машины со страждущими, а местные жители даже пускали слух, что священника убили. Зато теперь полсела зарабатывает на рынке возле церкви, где заговаривают от алкоголизма и наркомании.

А в Почаеве, в Тернопольской области, торговцы проявляют чудеса маркетинга. Они предлагают купить заряженной святой водички и кусочки кремния, говорят, что они целебны и помогут от любой болезни. Хотя отыскать эти камешки можно прямо на земле недалеко от храма. А также торгуют освященным тестом, уверяя, что из него получится святой хлеб.

Реклама

Село под Одессой, где цветут лилии в мироточащей иконе, тоже расцвело — на деньги паломников тут построили шестигранный общественный туалет, а в самом селе появилось 16 баров и кафе. Конечно, точно подсчитать, сколько местные жители зарабатывают на свой близости к знахарям и целителям, невозможно. По самым скромным подсчетам, эти суммы могут быть от 500 до 3000 гривен в месяц. Но для украинцев, удаленных от столицы, это немалый заработок.

ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА: КОЙКИ ПО 40 ГРН И ЦЕЛЕБНЫЕ ЗАКВАСКИ

Свято-Успенская Почаевская лавра в Тернопольской области не только одна из самых известных православных святынь. В лавре проводятся редкие обряды изгнания бесов. В будни здесь собирается от 40 до 50 человек, а когда тепло, то и до 100. Многие приезжают из дальних уголков Украины и остаются тут переночевать.

Реклама

Снять отдельную комнату у местных жителей на ночь обойдется в 60—80 грн, а просто койку у хозяев — 40 грн. "Но вы не будете знать, на чем вам придется спать, иногда и на полу, укрывшись одеялом. Приезжайте к нам в лаврскую гостиницу. В келье на 6—10 человек место стоит всего 25 грн. А всего тут тысяча мест. Зато чисто и тепло, удобства на этаже. Двухместная келья будет подороже — 100 гривен, а келья с удобствами — 160 грн. Пообедать можете в нашей лаврской трапезной, недорого, гривен 15—25. Правда, мяса там нет, только рыба и постные блюда, может, еще будет что-то молочное. Есть трапезная для паломников — там вообще бесплатно", — рассказал нам привратник Почаевской лавры.

Бесов в лавре изгоняют игумен Тихон, Никанор и Аверкий. "Это самые сильные батюшки, но если вы не больны, то лучше вам туда не заходить, а то беда может случиться, кто-то в вас переселится. Я там был, зрелище такое, что волосы дыбом становятся", — посоветовал один из служащих лавры.

Чтобы попасть в лавру, у входа можно взять напрокат по 10 гривен платки и длинные юбки. Местные жители города Почаева тоже не теряются. Возле Почаевской лавры развернута торговля, тут можно купить сувениры, воду, пирожки. Пирожки стоят от 5 до 10 грн, вода 0,5 л — 3 грн, а сувениры — от 10 до 500 грн. Самые дешевые — магнитики и кусочки кремния (5—20 грн), есть кружки с изображением святыни (от 50 грн), самые дорогие — иконы. Россияне любят покупать тут настоящее сало — по 40 грн за килограмм. А самые предприимчивые местные жители стали продавать так называемую "почаевскую закваску" — тесто для выпечки якобы святого хлеба. Продавцы говорят, что закваску освящают в самой лавре и хлеб из нее будет целебным. Стоит она 20—30 грн за полкилограмма. На самом деле в лавре предупреждают, что сами они закваской не торгуют, а все это обман. "Не покупайте ни в коем случае, это может навлечь беду, мало ли что там могут продать", — говорит одна из служительниц лавры.

Реклама

Недалеко от лавры есть источник Святой Анны, куда паломники и туристы едут окунуться и смыть грехи. Местные жители тут активно продают ночные сорочки по 40—50 грн, которые шьют сами. Только в них разрешено окунаться в источник. Также можно купить полотенца по 40—60 грн и платок на голову по 10—15 грн. Эти платки и сорочки советуют окунуть в источник, высушить и потом прикладывать к больным местам. Итого, как говорят сами жители, только на сдаче коек для ночевки туристам и паломникам они зарабатывают от 400 до 2000 грн в месяц. Местные торговцы сувенирами и едой могут тоже заработать от 500 до 2500 грн в месяц. Для Почаева это деньги немаленькие.

КАТЮЖАНКА: КОФЕ И БУТЕРБРОДЫ С СЫРОМ


Катюжанка. На рынке возле церкви алкоголь запрещен. Фото ua-by-ru.livejournal.com

Маленькое село Катюжанка в Вышгородском районе под Киевом прославилось тем, что тут живет отец Александр Бонар, настоятель местного храма Святого Архистратига Михаила. Священник избавляет от алкогольной и наркозависимости, а также лечит от бесплодия. Каждую пятницу и субботу к нему на прием выстраивается длинная очередь тех, кто хочет бросить пить, курить или принимать наркотики, а также их родственники. Люди приезжают со всей Украины, России и Беларуси.

Если еще несколько лет назад священник принимал страждущих в маленьком сельском сарайчике, то сейчас тут красуется новенькая, с иголочки, церковь, которую помог ему построить благодарный клиент: отец Александр своими молитвами избавил его жену от бесплодия.

Местные алкоголики не торопятся на прием к отцу Александру, но жители Катюжанки проявили смекалку и развивают тут свой бизнес. Возле самой церкви для посетителей продают платки по 10—50 грн. Появились и украинские сувениры — магнитики с изображением церквей, обереги, рушники, салфетки. Цены — от 5 до 150 грн. "У нас есть мастерицы, которые вышивают красивые рушники и салфеточки, там их и продают. Хоть какой-то доход", — рассказали в местной школе. По пятницам и субботам с раннего утра местные женщины выносят на продажу на рынок возле церкви домашнюю снедь — пирожки с капустой, картошкой, яблоками, булочки (3—10 грн), бутерброды с сыром и колбасой (5—12 грн), вареники (7—10 грн порция), чай и кофе в термосах (от 3 до 5 грн за стаканчик). Отец Александр категорически запрещает торговать спиртным. "Люди приезжают в 5—6 утра, где им горячую пищу взять? А нам нетрудно, да и заработок, в селе, сами знаете, живых денег нет. За два дня заработаю 200 грн, неделю буду жить, и то хорошо", — рассказала местная продавщица Ольга.

В церковной лавке своя торговля — кроме свечек (1—3 грн), продают иконы (20—50 грн), крестики (серебряные, до 100 грн), церковную литературу.

ГРУША: СВЯТАЯ ВОДА И ДЕСЯТИНА


Старицковка. На груше проявился силуэт Богоматери с младенцем. Фото с сайта dozor.kharkov.ua

В селе Старицковке Полтавской области растет святая груша. Два с половиной года назад местный житель Руслан Литовченко на срубе дерева обнаружил силуэт Богоматери с младенцем на руках. И началось! Тут всего полсотни дворов и пара улиц, но груша сделала село центром паломничества. Иномарки, набитые страждущими прикоснуться к самом дереву, создавали заторы на сельских улицах. Поначалу местные жители бесплатно пускали гостей в свои туалеты, потом решили брать хотя бы по гривне. Тогда сельсовет соорудил бесплатный нужник недалеко от места паломничества. Популярность груши росла, и местные жители решили набирать у хозяина священной груши воду из колодца и продавать ее на трассе. "На табличке было написано — священная вода взята возле священной груши. Продавали по 10 грн за полуторалитровую бутылку. Это для тех, у кого не было времени приехать сюда в село. И некоторые покупали, хотя воду набирали где попало, а вовсе не из колодца", — говорит соседка Руслана Людмила.

Сам хозяин официально денег с паломников не берет и из колодца пить воду позволяет бесплатно. "Главное, чтобы образ не затерли, а так пусть ходят", — говорит Руслан. Но местные жители рассказывают, что рядом с грушей стояла коробка для сбора пожертвований, на ней было написано: "На строительство храма". Туда кидал кто гривню, кто десять, а были и такие, кто и пятисотку оставлял. Тогда хозяин поменял коробку на металлический ящик с прорезью, чтобы соседи не завидовали. В местной церкви говорят, что за день порой набегало до 10 тыс. гривен. Правда, потом местная церковь решила, что Руслан должен с ними делиться по-братски — 30% ему, остальное церкви. В результате грушу у Руслана хотели вообще забрать. "Через суды пытались доказать незаконность покупки этого участка, где растет моя груша. Но я выиграл суд, теперь их сюда не пускаю", — сказал нам Литовченко.

Потом он хотел продать свой дом вместе с участком за 500 тысяч гривен. Но желающих так и не нашлось. Сейчас сюда приезжает значительно меньше паломников. Если раньше по огороду могли пройтись несколько тысяч в день, то теперь — 20—30 человек в неделю. "Холодно пока, дороги в снегу, а вот весна будет, к Пасхе снова потянутся", — уверен Руслан Литовченко.

КУЛЕВЧА: ШЕСТИГРАННЫЙ ТУАЛЕТ И ДОМАШНИЙ ХЛЕБ


Эта икона привлекает в село сотни и сотни паломников. Фото: А. Лесик

Село Кулевча (Колесное) в Одесской области известно на всю Украину. Тут в Свято-Николаевском храме уже почти десять лет мироточит икона Казанской Божьей матери. Каждый год перед Пасхой на ее поверхности появляется густая красно-коричневая жидкость. А на Пасху за стеклом иконы расцветают засохшие веточки лилии, которые дают побеги и луковицы, что само по себе Чудо, поскольку в природе луковички появляются в земле. Их потом высаживают в обычные цветочные горшки и выращивают обычные лилии. Каждый день, особенно весной и летом, к святой иконе приезжают автобусами туристы и паломники из разных областей Украины.

"Наше село одно из самых больших в Одесской области, тут пять тысяч населения. И паломники тоже помогают местным жителям подзаработать", — рассказали нам в сельском совете.

Возле ворот храма сельчане организовали бойкую торговлю. Можно купить пирожки (5—10 грн), настоящий домашний хлеб (8—10 грн), домашнюю брынзу (40 грн кг). Есть и сувениры (от 10 до 300 грн), продают платки, рушники, иконы, свечки. "Для дорогих гостей по их просьбе мы готовим банницу — из брынзы и масла. Это местное блюдо, очень вкусное и сытное, разновидность болгарского пирога. Его любят туристы", — рассказывают местные жители. Порцию предлагают за 20 грн. С наплывом туристов село оживилось — тут уже работают 16 кафе и баров, где можно посидеть и перекусить.

При храме открыта маленькая гостиница — там можно переночевать за 30—50 грн. Местные жители сами с удовольствием сдают койки на ночлег — 50 грн за ночь. "Люди немного подзаработали денег и теперь стараются обустроить свои дома, создать все удобства — туалет и душ — в доме, чтобы туристам было удобно. Да и заработать тут можно будет побольше, конкуренция-то растет!" — рассказал местный житель Николай Павлович. По его мнению, те, кто не ленится, печет пирожки, носит термосы с кофе и чаем к воротам храма, стоит с табличкой: "Сдам комнату с удобствами", могут неплохо заработать: от 50 до 300 грн в день. "Заработать можно на сувенирке: закупаешь оптом иконы, свечки, платки, магниты, ручки, церковную литературу — и продаешь все лето, хороший доход получится", — считает Николай Павлович.

Да и сама церковь имеет немалый доход. За последнее время священники построили даже единственный в селе общественный туалет — в виде шестигранника, с хорошей сантехникой, стены туалета выложены кафелем. Самой церкви это обошлось в 120 тысяч гривен. А для туристов и паломников туалет бесплатный. Теперь его показывают как местную достопримечательность.

КОБЕЛЯКИ: КУЛИНИЧИ И ГОРЯЧИЙ ЧАЙ


Город поднялся на имени костоправа Николая Касьяна

Город Кобеляки в Полтавской области прославился тем, что тут жил и работал известный на весь бывший Советский Союз костоправ Николай Касьян. Сейчас тут построен мануальный центр, в котором ведет прием его сын, Ян Касьян.

Сами местные считают, что именно доктор Николай Касьян поднял их город. И до сих пор на его имени местные жители могут зарабатывать хотя и небольшие, но деньги. Недалеко от мануального центра раскинулся рынок. "Да, тут можно купить наши фирменные кулиничи — это такие горячие пирожки с начинками, только у нас в Полтавской области их пекут", — рассказали нам в местной районной администрации. Стоят кулиничи от 3,5 до 4,5 грн при себестоимости меньше 1 грн. Продают тут и ход-доги, пиццу — 5—10 грн. Также местные предлагают горячий кофе и чай по 2—3 грн. Сувениры на рынке продают от 5 до 350 грн. Обереги (10—70 грн), кружки (30—60 грн), рушники (40—150 грн) и салфетки с полтавской вышивкой, вышиванки (250—350 грн), вязаные носки и рукавицы (30—60 грн). Поскольку рынок рядом с мануальным центром, куда приезжают лечиться люди, то для них местные торговцы специально предлагают полезные вещи: подставки-нагреватели для кружек (40 грн), небольшие ночники (50—100 грн), настольные вентиляторы (50 грн).

Также продают горячие обеды — печеную картошку, вареники, салаты. Порция стоит от 10 до 15 грн. "В больнице-то все равно еда не домашняя, а тут у нас настоящая полтавская кухня. У меня знакомая уже несколько лет на рынке там обеды продает, так есть пациенты, которые каждый год в этот центр приезжают и приходят к ней за варениками", — рассказала местная жительница Татьяна Венниченко. Проживание в самом мануальном центре не из дешевых — за сутки — 365 грн с лечением. Но местные жители с радостью сдадут вам место в своем доме за 50—70 грн. Или комнату за 100—150 грн. Таким образом они могут заработать от 500 до 3000 грн в месяц. Для Полтавской области это большие деньги.