На Одесчине исчезли гадюки и суслики, зато размножились волки и буянят кабаны-нелегалы

17 апреля 2011, 19:28
Красная книга региона стала толще, но специалисты уверены – толку от этого мало

Лебеди исключены из Красной Книги. Фото cob-swan.ru

Не так давно Одесский облсовет утвердил – впервые с 1982-го года! – "Красную книгу" региона (аналогичный украинский документ был принят в 2009-м году). Важнейшее это событие, тем не менее, почему-то осталось не замеченным широкой общественностью. "Сегодня" попыталась исправить недоработку, выяснив, какое зверье и какая растительность у нас нынче на грани исчезновения, а кто, наоборот, так размножился за последние годы, что его пришлось из Красной книги исключать.

КАК СОСТАВЛЯЮТ. Один из авторов перечня, доктор биологических наук Владимир Стойловский рассказывает: работа над любой Красной книгой – процесс чрезвычайно трудоемкий. Ученые посещают места обитания потенциальных "краснокнижников", собирая огромный массив информации. Опрашивают охотников, местных натуралистов, сами проводят наблюдения. Чтобы внести в Книгу какой-то вид, нужно доказать, что количество его представителей сильно сократилось. И приходится месяцами шататься по лесам, полям и болотам, подсчитывая гнезда какого-нибудь гуся-пискульки.

Реклама

В обновленный список попали 633 вида – это почти в полтора раза больше, чем в прежней редакции. "Но не стоит из этого делать трагедии, – говорит профессор Стойловский. – Во-первых, далеко не все попавшие в список животные и растения завтра-послезавтра обязательно погибнут. В Книге есть разные категории: редкие, уязвимые, исчезающие и недостаточно изученные, они же неоцененные. Неоцененные – это такие, по которым у нас нет информации о численности популяции, поэтому на всякий случай лучше их взять под охрану. Уязвимые – сейчас их довольно много, но через пару лет может стать меньше. Редкие – популяция постоянна, но немногочисленна. Еще надо сказать, что не всегда сокращение количества особей обусловлено влиянием человека и не всегда означает ее близкую гибель. Иногда эти процессы протекают волнообразно – уменьшение численности сменяется увеличением и так далее".

Поэтому, по словам специалиста, составители региональной Красной книги на сей раз подошли максимально осторожно к своей задаче: "В 1980-е, например, мы перестраховались и включили в нее по максимуму птиц. Охранный статус получили даже те виды, которым ничего на тот момент не угрожало и не угрожает сейчас. А потом мы наступили на собственные грабли. Занимались кольцеванием птиц на Тилигуле – приехали природоохранные инспекторы и нас оштрафовали за отлов краснокнижного вида".

ЛЕБЕДЬ СПАСЕН. Итак, кто попал, а кто покинул Красную книгу Одесчины? Мы перечислим лишь известных публике. Начнем, с птиц. Признана уязвимой самая обыкновенная, известная с детства по картинкам и мультикам серая утка, которая гнездится на озерах и болотах. Она страдает от хищников и вмешательства человека. Утку стреляют браконьеры, а поджигатели плавней уничтожают ее среду обитания. Также, в "красный" список вошли болотная сова, гусь-пискулька (самый маленький из гусей) и когда-то чрезвычайно распространенная, например, на Куяльницком лимане, красавица шилоклювка (с характерным изогнутым вверх клювом).

Реклама

Охрану "приставили" к белоглазому нырку, черному коршуну, белохвостому орлану, серому журавлю, филину и дрофе. Зато, по словам Стойловского, исключили лебедя-шипуна: белоснежных красавцев в регионе нынче в разы больше, чем тридцать лет назад. И это не так уж и хорошо, ведь лебедь – птица очень агрессивная. Шипуны имеют обыкновение выгонять со своей территории других птиц, а могут и на человека наброситься. Но особенно достается на орехи уткам…

"Не включили мы в список и розового пеликана, хотя он есть в Красной книге Украины, – говорит професор Стойловский. – Дело в том, что на Дунае, где у него летние гнездовья, популяция достигла за последние 5-7 лет нескольких тысяч особей. Если учесть, что за раз пеликан съедает несколько килограммов рыбы, то ставить его под охрану, по меньшей мере, неразумно".

Похожая ситуация с другим любителем полакомиться рыбкой – малым бакланом. В дунайских плавнях гнездится половина европейской популяции, с завидным аппетитом поглощающая рыбные запасы реки. Однако в силу резкого сокращения численности бакланов по всему миру, после долгих споров его решили в списке оставить.

Реклама

Из "некраснокнижных" особенно прибавляют в численности грачи, причем взрывными темпами. Они не считаются у нас охотничьим видом, у них мало естественных врагов, зато кормовая база колоссальная – плохо убранные поля, на которых остается много семян, свалки и так далее. Но это, наверное, и к лучшему, так как грач уничтожает многих вредителей.

Новых насекомых в списке почти нет, с чем, правда, не согласны энтомологи: "Я бы им еще 20-30 видов местных подкинул, – заявил "Сегодня" знаток насекомых Виктор Пивнев. – Даже таракана рыжего надо в список включить – он ведь почти полностью исчез из наших квартир".

Перейдем к млекопитающим. Ученые включили в список охраняемых все четыре распространенных у нас вида летучих мышей. "Летучие мыши питаются насекомыми, а их сейчас сильно травят, причем зачастую не прошедшими сертификацию инсектицидами. Вот и сокращается популяция", – говорит эколог Иван Русев. Еще на грани уничтожения – когда-то повсеместно распространенные крапчатый суслик; хомяки серый, обычный и одесский. Полностью исчез кролик, еще лет десять назад в изобилии водившийся между Куяльницким и Хаджибейским лиманами.

При этом Красную книгу покинул барсук, который, являясь ценным промысловым трофеем (его жир считается в народе средством от туберкулеза, а мясо съедобно), умудрился восстановить свою численность. Не попали, несмотря на требования экологических организаций, в список серые волки. "Волков сейчас в Одесской области стало больше, – констатирует Стойловский. – Волчье население сильно подросло даже в окрестностях Одессы – Коминтерновском районе".

Нет проблемы и с дикими кабанами. А если у нас их хватать не будет, всегда есть… иммигранты из сопредельной Румынии. "Румынские кабаны регулярно нарушают государственную границу, переплывая Дунай. Причем сразу большими стадами. Меня как-то охотники сводили посмотреть на это – сразу 80 особей одна за другой, как солдаты, переплыли сначала реку, поднялись на берег и узенькой тропиночкой пошли по своим делам. А говорят, бывают толпы до 300 одновременно! Их привлекают наши поля, где можно найти пропитание" – говорит профессор Владимир Стойловский.

Немало места в Красной книге области занимают амфибии и пресмыкающиеся. Так, под угрозой находится недавно открытый дунайский тритон, обыкновенная квакша и серая жаба. Практически исчезли степная и лесостепная гадюки, а также эскулапов полоз. Из водной живности в список охраняемых попали все черноморские дельфины, осетр, стерлядь, обыкновенный и золотой караси, черноморский и дунайский лосось, судак, 5 видов бычков.

К редким растениям причислен обыкновенный ковыль. Ботаники говорят, что это следствие сокращения площади диких степей (в результате распашки). Также в списке – водный папоротник, хвойник, бессарабская гвоздика, лесной виноград и другие.

ПИСАЛАСЬ ПО ЗАКАЗУ? О том, насколько объективно одесская и всеукраинская Красные книги отражают реальность, ведутся постоянные дискуссии. Многие специалисты обращают внимание на необоснованность исключения из этих документов некоторых видов. К примеру, того же лебедя-шипуна. "Лебедя сейчас, как никогда, мало в Одесской области. О том, что он небывалыми темпами увеличивает популяцию, говорят только охотники, которым неймется пострелять эту птицу", – считает Иван Русев. И пеликаны, по его мнению, слишком уязвимы, чтобы их игнорировать в охранном перечне: "Почему их из одесской Книги исключили, не очень понятно", – возмущается специалист. Много вопросов у эколога возникает по поводу исчезновения из числа краснокнижных животных барсука и европейской болотной черепахи, включенной в Международную Красную книгу. Охота на черепах — довольно выгодный бизнес в наших краях. Их отлавливают сотнями, отправляя потом на продажу, в том числе в Европу. Спрос на черепашку, которая стоит сущие гроши – несколько долларов за штуку, – формируют любители домашних животных и… рестораны.

Охотник с почти 30-летним опытом Николай Аверченко уверен, что эти "ляпы" не случайны: "Совершенно ясно, что составление Красной книги так же подвержено коррупционным воздействиям, как и все в нашей стране. Захотелось какому-нибудь нардепу поохотиться на некий редкий вид – он и пролоббировал нужное изменение".

Впрочем, включение того или иного живого существа в Красную книгу – отнюдь не залог его спасения. Скорее наоборот, ибо охранный статус повышает расценки на черном рынке. К примеру, дельфин афалина сегодня меньше чем за $60-70 тыс. не продается. А предусмотренные законом наказания далеко не так суровы, как хотелось бы. Согласно Уголовному Кодексу, за убийство краснокнижного животного светит максимум штраф – до 1700 гривен… На практике же присуждаются куда меньшие суммы.