На ремонт газовой трубы понадобится больше 5 миллиардов долларов

14 марта 2012, 12:10
ГТС нужно ремонтировать как можно скорее, но Украина пока не нашла помощников

ГТС Украины находится в плачевном состоянии. Фото: utg.ua

Украина официально признает необходимость обновления газотранспортной системы (ГТС) и призывает все заинтересованные стороны помочь деньгами. Первый этап ремонта на участке Уренгой-Помары-Ужгород Нафтогаз начал за собственные средства, но в целом модернизация ГТС стране не по карману. Главными источниками средств остаются Европа и Россия, но у каждой из них – свои жесткие требования. Об этом пишет ЛІГАБізнесІнформ.

Разговоры о необходимости обновления ГТС ведутся давно. Еще в утвержденной правительством в 2009 году Концепции развития, модернизации и переоснащения ГТС отмечалось, что технологическое оборудование морально и физически устарело, газоперекачивающие агрегаты (ГПА) компрессорных станций работают неэффективно.

Реклама

"На сегодня около 70% общей длины газопроводов и около 80% ГПА компрессорных станций отработали более 20 лет", – говорилось концепции.

Кроме того, было названо неудовлетворительным техническое состояние подземных хранилищ газа (ПХГ). Инвентаризация ПХГ показала, что 85% оборудования, машин, сооружений основного и вспомогательного производства, 5% газопромышленного оборудования, 62% скважин, а также 84% специальных машин и механизмов уже отработали половину своего ресурса.

Из-за недостатка инвестиций техническое состояние объектов ГТС ухудшается, увеличиваются удельные и непродуктивные затраты, говорилось в документе.

Реклама

Критичное состояние системы отмечает и президент Виктор Янукович. По его словам, привлекательность ГТС снижается – в модернизацию системы нужно инвестировать значительные средства, иначе вскоре она превратиться в металлолом. Кроме того, Россия активно строит обходные газопроводы, что также скажется на конкурентноспособности украинской ГТС.

Ориентировочный объем инвестиций для модернизации и реконструкции ГТС, по данным правительства, составляет $2,57 млрд.

В конце 2011 года британская компания Mott MacDonald предоставила свои расчеты, согласно которым вместе с ремонтом магистральных газопроводов, компрессорных станций и установкой новых газоизмерительных агрегатов, а также современной системы управления ГТС реконструкция и модернизация обойдется Укртрансгазу (Нафтогазу Украины, а значит, и газопотребителям страны) минимум в $4,8 млрд. за семилетний период.

Реклама

Эксперты по-разному оценивают стоимость модернизации украинской ГТС. Так, старший инженер "Инжиниринговой компании "2К" Андрей Правдин говорит о том, что общий объем инвестиций в проект может составить $5,3 млрд. в течение 7 лет.

Президент ассоциации "Газовые трейдеры Украины" Роман Сторожев напомнил, что в 2011 украинской стороной назывались цифры 5-6 млрд. евро, российская сторона оценивала стоимость в два раза больше.

В целом проект модернизации магистрального газопровода рассчитан на 9 лет, при этом первая очередь – на 3 года, говорит Сторожев. Первая стадия предполагает модернизацию и реконструкцию участка магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. В июле 2011 года Нафтогаз уже начал работы по реконструкции первой линии газопровода – пока что за собственные средства.

Объем инвестиций на реализацию первой части составляет порядка $538 млн., из которых $308 млн. все еще планируют получить у европейцев. "Для Европы такой проект выгоден, поскольку кредит выделяется под приемлемые коммерческие условия. Но главное – Европа получит более надежного транзитера, нежели Украина является на сегодняшний день", – говорит Сторожев.

Возможных источников финансирования всего три: это госбюджет, привлечение кредита (от международных финансовых институтов, в частности, европейских), и привлечение средств Газпрома через создание консорциума по управлению ГТС.

Вариант ремонта трубы за собственные средства украинские власти, судя по всему, не рассматривают. По словам премьер-министра Николая Азарова, Украина может и самостоятельно модернизировать ГТС, но консорциум все же выгоднее.

"Конечно, Украина может своими силами модернизировать нашу ГТС. Но это значит, что мы будем отвлекать от других задач большие деньги, например, снимать необходимые средства со здравоохранения, образования. Согласитесь, что это не лучшее решение", – написал Николай Азаров на своей страничке в сети Facebook.

Что же касается поддержки из Европы, то официально европейские чиновники заверяют, что готовы помочь с модернизацией инфраструктуры. "Еврокомиссия готова продолжать активную поддержку реформ украинского энергетического сектора и модернизации инфраструктуры по транзиту газа в Украине", – заявил комиссар Евросоюза по вопросам энергетики Гунтер Эттингер в ходе телефонного разговора с главой Минэнергоугля в январе этого года.

В феврале глава государства президент Виктор Янукович напомнил европейцам об их обещаниях. "Мы рассчитываем на реализацию нашими европейскими партнерами и международными финансовыми организациями договоренностей об участии в модернизации газотранспортной системы", – сказал он.

Сегодня около 70% российского газа поставляется в страны Евросоюза трубопроводами Украины. При этом потенциал национальной газотранспортной системы сейчас используется лишь на две трети, добавил президент.