Национальный научно-природоведческий музей НАН Украины: между стереотипом о скуке и интересными открытиями

2 декабря 2015, 09:10
Детям очень нравятся динозавры, но посетителей не так много, как в подобных музеях за рубежом

Национальный научно-природоведческий музей НАН Украины. Фото: facebook.com/NationalMuseumofNaturalHistoryKyiv

При непростых экономических условиях в стране музеи зачастую становятся одними из первых в списке обделенных вниманием учреждений с урезанным финансированием.

Но это не мешает им стойко выполнять свои функции. Например, Научно-природоведческий музей Национальной академии наук Украины в Киеве беспрерывно работает с 1966 года и  постоянно развивается.

Реклама

Корреспондент нашего издания  вооружился воспоминаниями о бостонском аналоге под названием Science Museum и отправился на экскурсию, чтобы попробовать найти главные отличия  и понять, куда больше хочется вернуться.

Музей природоведения, именно так его чаще всего называют, расположен в самом центре Киева. Однако он едва ли может похвастаться большим количеством гостей. Стоимость посещения составляет 35 гривен для взрослого и 20 – для ребенка. При этом в торговых центрах, где стаканчик кофе редко стоит дешевле, праздно гуляющих посетителей обычно намного больше. Похоже, что люди потеряли привычку ходить по музеям родного города. Или же этот конкретный музей по каким-то причинам стал не интересным для широкой аудитории. Попробуем разобраться, в чем же дело.

Реклама

Фото: facebook.com/NationalMuseumofNaturalHistoryKyiv

Паркетные полы исторического здания глухо поскрипывают под ногами. Здесь царит атмосфера научных открытий и глубоких знаний. На площади почти 8 тыс. кв. м хранится коллекция из более 30 тысяч экспонатов. Четыре этажа, объединенные одним общим названием, на самом деле представляют собой четыре разных музея – геологии, палеонтологии, зоологии  и ботаники. Есть еще пятый – музей археологии, посещение которого не входит в стоимость билета, потому что является абсолютно бесплатным.

Реклама

Фото: facebook.com/NationalMuseumofNaturalHistoryKyiv

Из дополнительных услуг можно найти кинотеатр, в котором пока показывают всего один научно-познавательный фильм в 3D формате. Работники музея уверяют, что детям очень нравится, потому что про динозавров. Сомневаться не приходится, если хоть раз взглянуть на радостные детские лица в зале, где представлены модели скелетов древних ископаемых и даже весьма правдоподобный муляж  археоптерикса. Взгляды неизбежно притягивают и диорамы. Их много, все они воссозданы с высокой степенью достоверности, и имеют как научную, так и художественную ценность.  Возле каждой можно простоять довольно долго и даже почти поверить, что сработала телепортация. Но на общее количество посетителей это, очевидно, никак не влияет.

Фото: facebook.com/museumofscience

Что касается научного музея в Бостоне, то он намного более многолюден. И это при том, что цены на билеты высоки даже по американским меркам – 29 долларов за взрослый билет и 26 – за детский. Три этажа экспонатов относятся к зоологии, экологии, истории, анатомии и технике. Есть даже зал, посвященный нанотехнологиям. Особое внимание посетителей привлекает все, что можно потрогать, понюхать, послушать, а также то, с чем можно поэкспериментировать. Например, попробовать создать статическое электричество или провести эксперимент с гравитацией. Пройти по зеркальному лабиринту или посмотреть на настоящих только что вылупившихся цыплят в прозрачном инкубаторе. И даже погладить чучело огромного медведя с надписью "Пожалуйста, трогайте осторожно". Небольшие залы сменяют тему за темой, не давая сконцентрироваться на чем-то одном и впасть в уныние от пробелов в школьном образовании и собственной памяти.  Это очень приятно для неподготовленного зрителя.

Фото: facebook.com/museumofscience

Дети, которые знакомятся с наукой в Америке, весело бегают, трогают все руками, громко удивляются, смеются и обсуждают те или иные открытия. Атмосфера радости от познания следует за посетителями с этажа на этаж. В то же время в киевском музее детей призывают не бегать, не кричать и не ничего не трогать. Да и взрослые стараются говорить между собой тихими приглушенными голосами и обходиться без резких движений.  Пожалуй, именно это является главным заметным отличием, создающим настроение и формирующим отношение к музею. Хотя, конечно, атмосфера создается не людьми и их поведением, а скорее характером экспозиции и сотрудниками залов. Стереотип строгих смотрительниц весьма живуч, даже если на самом деле они совсем не строгие и очень доброжелательные.

Бостонский музей более расслабленный, интерактивный и развлекательный, возможно, даже поверхностный. Информация на табличках преподносится в легкой и понятной форме, а подробности и системные данные зачастую вообще отсутствуют. Киевский природоведческий смотрится строгим профессором на фоне своего веселого американского коллеги. Здесь впору читать лекции и проводить университетские занятия, что зачастую и делается. Возможно, именно поэтому создается впечатление, что это вовсе не развлечение, а серьезная умственная работа. И небезосновательно. Однако время диктует свои условия, люди требуют упрощенной подачи информации.  Поэтому, как сообщают сотрудники музея, ведется работа над постепенным внедрением таких элементов, как, например,  аудио стойки с записями звуков, издаваемых разными животными. В Бостоне они собирают вокруг себя толпы желающих закрыть глаза и представить себя в дикой природе, или просто посмеяться над голосом какой-нибудь  древесной лягушки в своей веселой компании.

Фото: facebook.com/museumofscience

Мы узнали, что, несмотря на экономические трудности, государственное финансирование есть. К сожалению, хватает его пока только на самое необходимое.  В необходимое входят зарплаты сотрудникам, дезинфекция, закупка необходимых гигиенических средств для посетителей и проведения косметических ремонтов там, где без этого уже не обойтись. А еще остается множество трат, которые впечатляют своими масштабами. Например, освещение и отопление огромной территории, восстановление экспонатов, проведение выставок и мероприятий. Или борьба с последствиями стихийных обстоятельств. В прошлом году, например, пожар уничтожил целый зал. В таких ситуациях помогают спонсоры и различные фонды. Но рассчитывать на их помощь не всегда просто. Хорошо, что есть энтузиасты своего дела, которых немало. Это и специалисты старой закалки, хранящие порядок и классичность научного подхода, и молодые ребята, которые ездят в экспедиции, защищают научные работы и получают ученые степени.  А это значит, что развитие будет продолжаться.

"Не стоит и правда сравнивать музеи, созданные для развлечения публики и музей с просветительской миссией. Это как сравнивать цирк и театр – и то и то необходимо. Понимая и принимая современные требования к музею, мы, в меру наших возможностей, очень стараемся внедрять новое и ценим друзей музея. Вот на деньги спонсоров готовим новую экспозицию по полезным ископаемым. Вместе с этим, ценим и внимательных, вдумчивых посетителей, за информацией к нам обращаются не только школьники, но и студенты, научные сотрудники", – рассказывает заместитель директора по научной и музейной работе ННПМ НАН Украины О. В. Червоненко.

Довольно сложно ответить, в какой из музеев больше хочется вернуться. Они явно рассчитаны на разные настроения и пожелания одной и той же целевой аудитории.  Просто один чуть лучше научился резонировать с ней.