Настоящие мужчины уходят в декрет

25 июля 2009, 07:28
Все чаще мужья уступают женам карьерную лестницу, а сами идут в декрет.

Папа может. Александр Егоров воспитывает Соломию и Елисея, пока мама трудится. Фото А. Яремчука

"Да что ты все: мама, мама?", — сокрушался в небезызвестном мультике волк. Сюжет, в котором матерый хищник стал папой для теленка, освоил стирку, готовку и даже научился петь колыбельные, в 1984 году произвел фурор у телезрителей. Но создатели и не предполагали, что спустя много лет придуманная ситуация станет реальностью. Так уж повелось, что когда речь заходит о воспитании малышей, в голове возникает картинка с заботливой матерью, которая, напевая колыбельную, одной рукой кормит малыша из соски, другой стирает пеленки, успевая при этом готовить мужу котлеты на ужин. Но в последние годы все больше украинских мужчин, по примеру западных, соглашаются на роль хранителя домашнего очага, идут в законный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком и ускоренно осваивают курс "дочки-матери". А жены их при этом добывают деньги и продвигаются по карьерной лестнице.

Киевлянин Александр Егоров в "добровольной ссылке" — декрете — уже почти четыре года: сначала растил дочь Соломию, теперь она помогает папе нянчить полуторагодовалого Елисея. Мама работает положенные пять дней в неделю в Посольстве США. "Мы, конечно, не планировали изначально меняться ролями, просто так сложились обстоятельства, — улыбается Александр. —У Саши очень хорошая работа, и уходить в декрет, даже на несколько месяцев, ей не хотелось. С другой стороны, мы понимали, что не сможем доверить своего малыша няням. Я, когда увидел, как чужие дети, которые с первых дней на руках няни становятся на них похожими даже внешне, сразу сказал: "Не хочу, чтобы мои дети были копиями нянь!".

Реклама

Александра почувствовала поддержку мужа с первых дней беременности, он вникал во все: супруги вместе посещали курсы, читали литературу и даже ходили на занятия йоги, где Саша был единственным мужчиной. "Поэтому, когда родилась дочь, я уже была настолько уверенна в муже, что понимала — никто другой не смог бы сделать все лучше. Я буквально сразу вышла на работу, а Саша полгода ходил ко мне на работу с малышкой по графику — для грудного кормления".

Александр не скрывает — собственную работу пришлось основательно забросить (он с другом занимался авторемонтом), зато удовольствие от процесса воспитания детей затмило все ожидания. Каши варить было делом самым простым — на каждой коробочке есть четкая инструкция, где все расписано до мелочей. "Я думаю, что мужчинам даже легче — они к инструкциям привыкли, и если делать все правильно, то получается идеально. И потом, воспитывать ребенка сейчас гораздо проще, чем во времена наших родителей. Есть стиральные машины, куда можно сложить вещи, и они быстро постирают, и величайшее изобретение человечества — памперсы, — говорит Саша. — Ну, конечно, должно быть внутреннее желание и понимание в семье".

Александра признается, что возможно, если появится третий ребенок, она уже свой шанс не упустит и сменит папу на посту. "Наверное, хочется тоже пройти этот путь и самой, хотя папа просто отлично справляется, может позвонить лишь иногда на работу и спросить, что лучше надеть ребенку. Дети под строгим надзором отца дисциплинированы и не капризны. К тому же, это очень хорошо, что у них есть возможность общаться так много с мужчиной, ведь сейчас так складывается, что и в детсаду, и в школе их окружают лишь женщины, а нормального общения с мужчиной как бы и нет".

Реклама

ДВА МЕСЯЦА С СЫНОМ БЫЛИ АДОМ

На семейных форумах в интернете десятки историй украинских и российских пар, которые прошли путь отцовского декрета. Большинство семей восторгаются результатом, перечисляя только плюсы, но есть и другие примеры. Харьковчанин Виктор рассказывает, что сразу был против декрета, но жена зарабатывала в три раза больше и настояла, чтобы он взял отпуск по уходу за ребенком.

"Стыдно было перед самим собой, а друзьям я вообще не мог сказать, что буду делать женскую работу. Радость о ребенке просто омрачалась собственной неполноценностью и несостоятельностью. Первые дни мы были вместе, и жена постоянно командовала, поучала. Потом она стала постепенно выходить на работу, а я сник совсем. Сын постоянно плакал, я забывал менять подгузники, портил каши, из-за этого у нас постоянно были скандалы. Пусть так и нельзя говорить, но эти два месяца с сыном были адом. Он кончился, когда жена психанула и взяла положенный отпуск, чтобы выполнять свои прямые обязанности. Я вернулся на работу. Конечно, в финансовом плане мы проиграли, но атмосфера в семье получила разрядку".

Реклама

В основном, декретные папы — люди свободных профессий. Для них взять отпуск по уходу за ребенком — дополнительная возможность реализовать себя и подработать, даже дома. "Я не хотела, чтобы муж шел в декрет, — пишет на форуме Тамара Косова, — у нас были споры. Но сейчас благодарна ему за мудрое решение. Он смог оформить себе отпуск на работе, получил компенсации, и при этом не просто отлично справляется с ролью няни, но и пишет компьютерные программы для зарубежных партнеров, зарабатывая больше меня. Я готова на руках его носить".

СЕРГЕЙ: "НА МОЛОЧНОЙ КУХНЕ Я БЫЛ ЕДИНСТВЕННЫМ ОТЦОМ"


"Папина дочка". Катюша всегда и везде рядом с Сергеем

Первопроходцем среди украинских декретных пап можно назвать Сергея Прохоренко-Истомина. Они с женой решились на второго ребенка, когда старшему сыну было почти пятнадцать лет. "Тогда, в 2001 году, затея поменяться ролями с женой и вместо нее уйти в декрет, наверное, многим показалась оригинальной. Но жена имела хорошую работу в трикотажном ателье, а я в то время давал частные уроки иностранных языков. Мне было 42 года — возраст, когда совсем по-другому начинаешь смотреть на жизнь, возникают другие ценности. Я не чувствовал себя ущемленным в правах или некомфортно, хотя на молочной кухне я был единственным папой и часто оказывался в компании дам и на детской площадке".

"Но это не означало, что я не участвовала в процессе совсем, — подключается к разговору супруга. — Ведь так наладить быт, как женщина, у мужчины все равно не выйдет. Вот прибежала я с работы, смотрю: мои ушли на прогулку, все убрано, вымыто, но мой глаз замечает пыль на подоконнике, и я кидаюсь убирать". С первым ребенком, который родился еще при Советском Союзе, сидела только мама, тогда Сергей Михайлович лишь помогал супруге, но особо в процесс не вникал. "Если я тогда что-то и делал, то уже забыл. Приходилось заново читать много литературы, общаться на эту тему с опытными родителями, ответственность была огромная. Большой плюс был в том, что существовал определенный график, четко организованное время. Например, я знал, что в это время мы принимаем пищу, потом собираемся гулять и едем на молочную кухню, потом — в магазин.

Поражало, как тяжело иногда было. Когда мы возвращались с дочкой домой, и когда я заносил коляску на четвертый этаж, даже мне, здоровому сильному мужчине, нужно было делать передышки. Как же тогда должно быть женщине? Или вот случай: однажды отлетело у коляски колесо, попало под машину и выкатилось из-под нее уже "блином". Я как-то приделал его, и мы кое-как продолжили путь. Представляете, если бы в такую ситуацию попала женщина!". Когда девочка приболела, именно папа выполнял все указания врачей, делал массаж.

Сегодня и родные, и соседи только "папиной дочкой" ребенка и называют. "С папой они друзья, разговаривают о чем угодно, доця рассказывает ему секреты, а мне — нет, — делится мама. — Но я и не ревную, наоборот, очень рада, что так сложилось".

НЕ ПЕРЕДЕЛЫВАЙТЕ ЗА МУЖЧИНОЙ ДЕЛА, ВЫКАЗЫВАЯ НЕДОВЕРИЕ

"В середине девяностых, когда я только начинала работать, тема мужского декрета была практически закрытой в нашей стране, об этом даже не думали, — говорит специалист центра психологии семьи "Лелека" Виктория Борисова. — Ныне папы охотнее соглашаются посвятить себя ребенку, пока мама работает, хотя такие мужчины, по-прежнему, белые вороны (в то время как женщина, достигшая карьерных вершин, уже давно норма). Этот стереотип подогревается самими женщинами: мамами, бабушками, которые совершенно искренне считают детей и внуков своей собственностью (чем блокируют их развитие) и уверенны, что мужчина с детьми (да и на кухне) справляется хуже".

Парам, которые решились поменяться местами, Виктория рекомендует заранее продумать все возможные нюансы и договориться: скажем, папа имеет возможность тратить 3 часа в неделю на свои личные дела. Женщинам такой совет: сдерживать себя, по возможности, и не вмешиваться сразу, когда у мужа что-то не получается, сломя голову бежать к ребенку, выказывая тем самым недоверие. Стоит помнить, что мужчине нужна возможность самореализации, иначе он перестанет себя уважать. Небольшой, но реальный заработок помогает "домохозяину" сохранить уверенность в себе. Даже когда все деньги приносит жена, крупные траты и распределение средств следует обсуждать вместе".

ПЛЮСЫ:

Отцовское воспитание более ровное. Мужчина стабилен психоэмоционально, не настолько подвержен резким перепадам настроения, как его супруга, которая вдобавок, возможно, еще и переживает послеродовую депрессию.

Мужская логика помогает организовать безопасное пространство (у пап детки реже травмируются) и не допустить вседозволенности. У ребенка значительно уменьшается количество страхов перед всем неизвестным и новым. Ведь папа всегда защитит!

В семьях, где мама работает, а отец остается с детьми, у детей устанавливаются более ровные и глубокие отношения с обоими родителями, ребенок получает вдвое больше родительского внимания.

Наполненные отцовским вниманием, дети легче переносят разлуку с мамой. Когда ей нужно уйти, ребенок не будет со слезами забиваться в угол.

Улучшается микроклимат в семье. Мужчина понимает, насколько нелегок и ответственен труд няни, появляется уважение к усилиям супруги. Совершенно другая ситуация возникает, когда женщина все заботы о ребенке несет на себе, а на супруга у нее не остается ни времени, ни сил, и мужчина просто вынужден искать себе отдушину на стороне.

МИНУСЫ:

Ребенок до полугода не может без вреда для психоэмоционального и физиологического здоровья оставаться без мамы более, чем на 4 часа. Энергетическое наполнение мамой просто необходимо крохе, ведь все 9 месяцев он был у нее в животике.

Мама — своеобразная "ходячая столовая". При грудном кормлении происходит и энергетическое наполнение. Насильственное прерывание этого процесса может негативно сказаться на дальнейшем развитии крохи.

Возможно, папу какое-то время будет тяготить ощущение собственной неполноценности, должность няни и домохозяина. Тут многое зависит от микроклимата в семье и отношение самой супруги к этой ситуации. Если у нее на подсознательном уровне выработан стереотип, что "добыча мамонта" — это исключительно мужская забота, то ей тяжело будет поддержать супруга.

Мужчина может оказаться вычеркнутым из общественной жизни, а для большинства представителей сильного пола осознание этого очень болезненно.

Отец в роли няни быстрее матери может потерять свои профессиональные навыки. Если женщина по своей природе способна заниматься несколькими делами одновременно, то папа уходит в ребенка, что называется, с головой. Происходит это в силу особенностей мужского мышления. Объясняется это так: у женщин более динамична связь между полушариями мозга, поэтому они способны совмещать несколько занятий, мужчины же используют только одно полушарие, в зависимости от того, какого рода задача перед ними поставлена.

ЗАКОН ГОВОРИТ МУЖЧИНАМ "ДА"

В каждой стране отпуск по уходу за ребенком ограничен определенными сроками. В Великобритании на каждого ребенка предоставляется полгода полностью оплачиваемого отпуска. Закон, по которому украинские папы могут брать отпуск по уходу за ребенком, в Украине существует около десяти лет. По этому же закону в декрет могут уходить и другие родственники.

"Несмотря на закон, пользуются этим правом наши папы редко, не в пример западным мужчинам, — разводит руками юрист Виктор Дасюк. — Статья 18 закона Украины об отпусках предусматривает, что папа может оформить отпуск по уходу за ребенком либо полностью, либо частично. Достаточно принести на работу необходимые документы: справку о рождении ребенка и подтверждение, что жена возобновляет работу".

За папой, как в таких случаях за мамой, сохраняется непрерывный трудовой стаж и место работы (вакансия). Если папа решит, что может совмещать уход за ребенком и карьеру, то может выйти на работу на неполный рабочий день (так же, как и женщина). Выплаты по предродовому и послеродовому больничному получит мама по месту работы, так же, как и одноразовую помощь при рождении ребенка".

НАСТОЯЩИЕ МАЧО — В ДЕКРЕТЕ

Единственная страна в мире, где, по закону, папа обязательно (хотя бы месяц) должен посидеть в декрете с малышом — Швеция. В основном, тамошние отцы соглашаются взять больший срок и сменяют на воспитательном посту мам, зная, что работодатель сохраняет место и возмещает отпускные.

В Украине законным правом сидеть с ребенком пользуются, в основном, жители столицы и больших городов, где меньше ощущается зависимость от мнения общества. Но есть смельчаки не только там, например, — 62-летний Андрей Маковец, житель Винницкой области. Чтобы дочь не потеряла высокооплачиваемую, престижную работу, он оформил отпуск по уходу за ребенком на себя, и уже два года, как он стал няней, мамой, папой, бабушкой и дедом в одном лице для своего внука. Новость произвела на односельчан настолько колоссальное впечатление, что даже временно вытеснила из лидеров вечерних обсуждений вечно живые темы об украинских политиках.

"Мы с дочкой только вдвоем. Жену я похоронил давно, муж дочери от сына отказался еще до рождения. Что нам оставалось делать? В первые дни, когда люди в нашем селе только прознали, что я пеленки стираю, зубы скалили и языки чесали. Мужики подначивали меня, мол, под каблуком у жены ходил, а теперь у дочки, говорили, что придут посмотреть, когда у меня грудь вырастет и я уже кормить начну. Но мне это все по барабану, главное — благополучие семьи".

Единственный внук Маковца уже самостоятельно семенит рядом с дедом, крепко ухватившись за штанину. С "Дуду" (так малыш называет воспитателя) они неразлучны, даже когда мама выходная. Двухлетний Тарас — главный помощник в огороде и равноправный партнер в домино. Мир он познает вместе с мудрым дедом. Даже первому слову "мама" Тараса научил дедушка.

"Я всю жизнь проработал в тракторной бригаде: летом в поле, зимой в гараже. Трудился, чтобы стране было хорошо, чтобы у детей было прекрасное будущее, а оказалось, что за всем этим я проглядел, как выросли мои дети. Спасибо Тарасу, с ним я восполняю пробел, переживая вторую молодость. Хотя, конечно, вынянчить малыша — это колоссальный труд, я долго искренне верил фразе, что "В хоккей играют настоящие мужчины", но сегодня готов ее потеснить другой: "Настоящие мужчины уходят в декрет!". Слабаки с этой задачей не справятся", — говорит дед-няня.

БОГАТЫЕ ТОЖЕ НЯНЧАТ


Кинах с дочкой Софией

Богатые и знаменитые, как правило, доверяют своих чад армиям нянь и сиделок. В основном, звездные папы Украины могут похвастаться только тем, что теоретически знают, как поменять подгузник и включить стиральную машинку. Мэр Полтавы Андрей Матковский — исключение. В своих интервью он частенько вспоминает, как сидел с годовалым сыном Михаилом больше года в декрете, пока жена руководила страховой компанией.

Не скрывает, что освоил все этапы воспитания дочери и народный депутат Украины от ПР Анатолий Кинах. Декрет он не оформлял, но признается, что заботился о новорожденной дочери Софийке с первого дня. "Моя жена Маринка очень сложно переживала послеродовое время, у нее были проблемы со спиной, и она физически не могла ничего делать, — вспоминает Анатолий Кириллович. — Потому доченькой я начал заниматься с первых дней ее жизни, сразу, как привез Софийку домой из роддома. О помощи чужих людей я и слышать не хотел: зачем няня, если есть папа? Мы так долго ждали дочь, она нам далась непросто... Я решил, что лучше не буду спать ночи напролет и сам все буду делать.

Софийка была очень дисциплинированной малышкой. Я только клал ей руку на голову — и она сразу успокаивалась, засыпала, обожала мои песенки и сказки. Конечно, у меня был достаточно жесткий график: надо было вставать четыре-пять раз за ночь, чтобы покормить доченьку — отмерять порции, смешивать, смотреть, какая температура — очень быстро я уже умел это делать в три счета. Днем я работал, но набегами — главным для меня в тот период, как и сейчас, была София. Сегодня я с закрытыми глазами могу и памперс надеть, и покормить, и убаюкать".