Над Керченским проливом строят дорогу в Россию

27 апреля 2010, 07:35
Есть несколько проектов – от подвесного моста до подземного тоннеля.

От берега к берегу. Переправа из Керчи в Кубань станет самой длинной в Украине. Ее строительство планируют завершить до 2014 года. Фото М. Львовски

Потепление украинско-российских отношений, выраженное в совместных уступках по цене газа и Черноморскому флоту, отразились и на ранее замороженном совместном проекте — строительстве моста через Керченский пролив. Это будет самая длинная переправа в нашей стране — 4,5 км. Ныне самая длинная переправа Украины — Центральный мост в Днепропетровске — 1478 м.

Председатель Совета министров АРК Василий Джарты заявил, что президенты Украины и России подписали в Харькове соглашение о начале проектных работ и строительстве моста Крым—Кубань: "Россияне заинтересованы, чтобы мост был построен до 2014 года. Для крымчан это будет мощный прорыв — экономический и социальный — за счет расширения связей с Краснодарским краем, развития дорожно-транспортной инфраструктуры, коммуникаций и рекреации, созданием тысяч рабочих мест".

Реклама

Керченский мост позволил бы не только облегчить подготовку к Олимпиаде-2014, но и сократить для туристов и болельщиков из стран Европы путь в Сочи почти на 400 км. Сегодня существует несколько проектов строительства транспортного перехода через пролив стоимостью от $260 млн до $900 млн, но предпочтение пока отдают варианту российской проектно-строительной фирмы "Спецфундаментстрой", который за $480 млн предполагает строительство 4,5-километрового моста с возможностью прокладки коммуникаций для транспортировки нефти.

Также рассматриваются проекты подвесного моста и подземного тоннеля. "Подвеска" представляет собой совмещенный мостовой переход: нижний ярус — 2-путевая железная дорога, верхний — 4-полосная автомагистраль. Протяженность моста тогда достигла бы 5672 м. Это был бы самый протяженный подвесной мост в мире.

Вариант подземки — это тоннель под дном пролива по типу знаменитого перехода под Ла-Маншем. В керченском случае предусматривается два однопутевых ж/д тоннеля (диаметром 7,6 м каждый) и между ними еще один сервисный (диаметр — 4,6 м) с автотрассой. Протяженность — 8800 м, в том числе 4000 м под водой.

Реклама

Кстати, Керченский мост "начали строить" еще в июле 2000 года — протокол о строительстве подписали тогдашний спикер парламента Крыма Леонид Грач и мэр Москвы Юрий Лужков. Под проект было создано ОАО "Крымский мост" с пакетами акций — 74% у правительства Москвы и 26% — у Крыма. Однако из-за политической нестабильности в Украине проект заморозили. Сейчас через пролив ходит один автомобильно-пассажирский паром. Он ежедневно делает 8 рейсов и перевозит около 500 человек в день.

МОСТ СТРОИЛИ ГИТЛЕР И СТАЛИН

Мост между Керчью и Кубанью хотел поставить еще Гитлер в 1942 году. И даже начал строительство, которое в 1944-м после освобождения Крыма продолжил Сталин. По проекту мост начинался от косы Чушка километровой каменной дамбой, тянулся через пролив и выходил на низкий участок керченского берега. (Глубина тут сейчас 4—6 метров, на фарватере до 12 м.) Ударники соцтруда и узники лагерей всего за 150 дней соорудили мост длиной 4,5 км и рапортовали "отцу" об очередной победе. В ноябре 1944 года от станции Крым до станции Кавказ прошел первый поезд. Но скоро случилось непредвиденное. Зима выдалась очень холодной, Азовское море промерзло, а в феврале 1945-го начались быстрая оттепель и сильные шторма. В результате мощного ледохода за две недели от моста остались лишь сваи под водой. В начале 50-х предпринималась попытка реанимации моста. Но члены Политбюро посчитали более выгодным альтернативный проект паромной переправы, которая работала с 1954 по 1987 года. Через Керченский пролив перевозили грузовые и пассажирские поезда. Четыре парома доставляли до 130 тысяч вагонов груза и почти 2 млн человек. Но в 1987-м из-за опасного техсостояния ж/д паромов закрыли пассажирское движение, а в 1990-м — и грузовое.