Надувателям елочных игрушек запрещено пить – иначе шарики получаются зелеными

27 ноября 2007, 14:56
Зимой, кутаясь в платок, а летом, изнемогая от жары, Валентина Дубовик выдувает по 300 елочных шаров каждый день.

Фото С.Алексеенко

Для нас блестящие новогодние шарики — символ праздника. Для Валентины Дубовик из поселка Клавдиево (Киевская область) — будни. Вот уже 27 лет она делает елочные игрушки, выдувая их исключительно с помощью рук и легких.

Валентина — стеклодув 4-го разряда — имеет 27-летний стаж. Однажды она решила бросить работу в детском саду и пришла учеником на Клавдиевскую фабрику. Поучилась, понравилось, да так и осталась. И уже 7 лет как на пенсии, а все в том же цехе.

Реклама

— Тогда предприятие огромное было, нас стеклодувов только было 120, работали в две смены, а теперь 11 осталось, — рассказывает она. — Тогда старшие учили молодых и платили хорошие ученические — 20 рублей. А сейчас молодежь сюда не идет, потому как ученические — 100 гривен. Но как раньше, так и теперь ни литературы, ни брошюр, ни одного профтехучилища, где можно бы было освоить непростое мастерство стеклодува. Чтобы получился не ахти какой стеклодув, надо не меньше года практиковаться, а будет ли толк с ученика видно с первых же месяцев его работы.

Валентина признается, что когда научишься обращаться со стеклом, то выдувать несложно: главное над пламенем стекло расплавить, а потом дуешь как мыльный пузырь шарик нужного диаметра от 40 до 150 мм. Валентина говорит, что самое сложно дуть игрушку "с двух рук", когда разогреваешь не одну сторону, а две, когда, например, верхушку делаешь или подвеску. Потому как дуть нужно с разной скоростью и силой, чтоб получилась фигурка. Кстати, на фабрике сейчас она единственная умеет выдувать "верхушки".

"СТАХАНОВКИ". Сейчас на фабрике остались в стеклодувах одни женщины, хотя и производство вредное и платят всего около тысячи в месяц. Остались на фабрике новогодней красоты почти одни пенсионеры. А у стеклодува вообще век короткий — 8 лет повыдувал шары и можешь отдыхать, год за три идет, женщины в 45 уходят, мужчины — в 50.

Реклама

Старики привыкли к условиям труда и не жалуются. Валентина жаловаться опасается — а что директор скажет? Осталась советская привычка начальства опасаться, а ведь только на них, этих самоотверженных женщинах и держится до сих пор производство. Женщины сидят на рабочих местах в шапках, теплых кофтах, жилетах, поясницы перевязаны шерстяными платками от сквозняков. Помещения не отапливаются. "Они слишком огромны, ведь рассчитаны на большие мощности, фабрика не может позволить себе таких растрат, — говорит главный бухгалтер фабрики Алла Горай. Вот и сидят мастерицы зимой в холоде перед горелками газовыми греются (температура пламени 700-800 градусов) а летом от жары невыносимой изнемогают. Греться спиртными напитками запрещается — алкоголь, вступая в реакцию с серебром, придаст игрушке несимпатичный зеленый оттенок. Хотя старожилы цеха помнят стеклодува, который был вечно под шофе, но ее шарики почему-то не только не зеленели, а и приобретали необычайную прочность. Стеклодувы часто болеют, у всех увеличены легкие, сердце и почки и зрение слабое — 8 часов ежедневно в напряжении. Но не смотря на это, красота им еще не надоела, Валентина говорит, что с удовольствием каждый год украшает елку "своими" шарами — им выдают по несколько штук игрушек, символизирующих наступающий год. В прошлом — Валентина понесла домой десять стеклянных поросят.

А ЗА ЗАБОРОМ ПОСЕЛИЛСЯ КОНКУРЕНТ. "У меня аллергия на них, приелись настолько, что смотреть не могу", — председатель правления ОАО "Галимпекс — Кладиевская фабрика елочных украшений" Николай Саркисян говорит, что украшает елку дома игрушками 30-летней давности, новые его не интересуют. Но каждый год директор дает возможность художницам пофантазировать — они две недели раскрашивают шарики на свой вкус, а потом выбираются лучшие и запускаются в серию. В этом году популярны сюжеты с мышками. Ежегодно фабрика производит около 2 млн игрушек, которые почти все отправляются на экспорт в Россию. По словам администрации, предприятие держится из последних сил: оборудование старое, зарплаты маленькие, проблемы с кадрами. За год удается зарабатывать всего 600 тыс. грн., а на 1 грн. прибыли получается 1 грн. и 2 коп. растрат. Небольшой вклад в казну дают и экскурсии школьников. От 3 до 10 грн. стоят игрушки, а за 1 грн. художницы нарисуют на шарике любую надпись. Теперь фабрике с почти 160-летним стажем выжить еще сложнее, буквально за забором вот уже как два года поселились конкуренты. "В двух арендованных цехах и продукцию подороже продают, и сотрудникам платят побольше, — рассказывает директор. — Они называют себя "новая фабрика елочных украшений в Клавдиево". "А чтобы те, кто решил поглазеть на старую фабрику, не перепутали цеха с конкурентскими, мы говорим: "Ехать до елок!". Так нашу фабрику всегда называли, — улыбается кассир и по совместительству экскурсовод Светлана Паламарчук.

Смотрите ФОТОРЕПОРТАЖ