Наша таможня "села"

25 июня 2010, 07:28
За газовые дела арестовали бывшего главу Гостаможни. Юля увидела для себя шанс

Макаренко. Задержанного экс-главу Гостаможни называют «первой ласточкой» среди людей Тимошенко. Фото Г. Василенко

Экс-главу Гостаможенной службы Анатолия Макаренко, задержанного в среду СБУ, суд постановил арестовать на два месяца. СБУ возбудила против него уголовное дело по факту служебной небрежности. По словам его адвоката Евгения Солодко, в постановлении указано, что Макаренко не проверил законность поручения бывшего первого вице-премьера Александра Турчинова по таможенному оформлению газа. Напомним, Макаренко фигурирует в уголовном деле по факту причинения Украине ущерба из-за присвоения "Нефтегазом" в 2009 году газа компании "РосУкрЭнерго". Его называют человеком, близким к Турчинову и замглавы фракции БЮТ Андрею Кожемякину.

Конечной целью этого дела, как писала "Сегодня", может являться предъявление обвинения Юлии Тимошенко. В четверг она высказалась в защиту Макаренко (и бывшего первого замглавы "Нефтегаза" Игоря Диденко, с которого взяли подписку о невыезде в связи с делом о газе "РУЭ"). И взяла на себя ответственность: "Я давала прямые команды на растаможивание этого газа... Считаю, что это было на пользу Украине". В четверг на сайте "Батькивщины" был опубликован договор между "Газпромом" и "Нефтегазом", что, по логике лидера БЮТ, должно показать законность сделки. И действительно, сам договор подтверждает версию Тимошенко, по которой "Нефтегаз" заплатил "Газпрому" долг "РУЭ" ($1,7 млрд) и забрал себе 11 млрд кубов газа, который был куплен "РУЭ", но не оплачен. Но... "Тут есть слабое звено: газ принадлежал Фирташу, и забрать его можно было только с его согласия, — объяснил нам источник в Кабмине. — Прокрутили схему: "Нефтегаз" продает "Газпрому" газ Фирташа, "Газпром" его продает назад, и уже после этого газ растаможивается. То есть на выходе вроде все честно, но незаконен первый пункт: НАК не имел права продавать газ Фирташа без его согласия. Так что Макаренко, может, и невиновен, но Диденко совершил преступление — однозначно. И Юля, раз признается в том, что отдавала приказы "Нефтегазу". Так что ущерб государству ей можно "шить" смело".

Реклама

Если юридически позиция Тимошенко в газовом деле достаточно уязвима, то политически — выигрышна. Если бы ее (и того же Макаренко) обвиняли в коррупции и "откатах" (а против руководителя таможни всегда можно что-то накопать) — Леди Ю. было бы труднее защищаться. А тут — очень мутная история, в которой завязан собственник "РУЭ" Дмитрий Фирташ (а ведь именно в коррупционных связях с последним Тимошенко обвиняла лидеров ПР). И теперь внешне все выглядит, как месть Фирташа за газ, который у него забрала нынешний лидер оппозиции.