Наши моряки в плену: "Зарезать могли в любой день"

2 февраля 2010, 07:18
Оправданные украинские моряки рассказали о 100 днях кошмарной жизни в Конго.

Капитан. Рустам Янбаев уверен: их арест был фарсом. Фото: С. Николаев

Смотрите ФОТОРЕПОРТАЖ

Вчера в аэропорт "Борис-поль" рейсом Париж—Киев прилетели украинские моряки из Конго, где их хотели приговорить к смертной казни за то, что они якобы, обнаружив на судне зайцев-конголезцев, избили их и выкинули за борт, из-за чего один утонул. В итоге часть экипажа сухогруза Island of Luck (7 украинцев и один россиянин) провели в тюрьме более трех месяцев, и только благодаря действиям украинских и российских дипломатов 30 января суд Конго оправдал их. И вчера капитан судна Рустам Янбаев, старпом Виталий Душин, 2-й помощник капитана Антон Коломиец, старший матрос Александр Климов, матросы Иван Дмитренко, Василий Крушенок, Валерий Сергеев и стюард Александр Котелюх ступили на украинскую землю. Напомним, сухогруз доставлял в Конго из Вьетнама 12 тысяч тонн риса.

Реклама

Моряки вышли из самолета изможденные, но счастливые. С уставшими улыбками они падали в объятия своих родственников. "До сих пор дрожат руки и ноги, страх еще не прошел, тяжело поверить, что весь этот кошмар закончился", — говорит жена капитана судна Рустама Янбаева Ирина.

ПОСТРАДАЛИ ЗА РИС. Моряки говорят: эпопея с их арестом была ничем иным, как фарсом. "В Конго решили часть груза забрать бесплатно, — объясняет Виталий Душин. — Конголезцы выгружали рис и отбраковали 320 тонн. Потом говорят: мы зачистим трюмы от мусора, и стали выносить этот "порченый" рис". Рассказав об этом судовладельцу, экипаж получил задание загрузить отбракованный груз обратно и везти в другую страну. "Тут у нас и начались проблемы — нам отдали не все документы по доставке груза и поставили на рейд на реке Конго, — продолжает капитан Янбаев. — Через несколько дней на судно пришли местные власти с полицией и одним из конголезцев-грузчиков, который сказал, что мы его избивали. Меня попросили зайти в кабинет начальника порта пообщаться, но повезли сразу в тюрьму. Потом нам сообщили, что мы избивали четырех граждан Конго, и труп одного из этих конголезцев, которого мы якобы выбросили за борт, нашли за бортом. Но у обвинительной стороны не было доказательств. Кто-то якобы видел, что кто-то бил кого-то и выкинул за борт — на таких показаниях и строилось обвинение".

"МАЛЯРИЕЙ ПЕРЕБОЛЕЛИ ПОЧТИ ВСЕ"

Реклама

Капитан сел в тюрьму города Матади первым, оказавшись один на один с более чем 800 заключенными: "Было страшно. Местные СМИ распространили информацию о том, что белые моряки избили их соотечественников, — рассказывает капитан Рустам Янбаев. — Не обошел слух и тюремные застенки. А тюрьмы у них — бараки, в которых куча людей — от воров до убийц. В общей сложности я провел в заключении 100 дней, каждый из которых мог стать для меня последним: могли или заключенные зарезать, или казнить". Через четыре дня к капитану присоединились стюард Александр Котелюх и матрос Валерий Сергеев. "По дороге в тюрьму местные жители били нас палками и забрасывали камнями. А в тюрьме нам угрожали преступники, узнавшие, что мы убили их земляка", — вспоминает Сергеев. "Мы спали на полу в бараках, а я тогда болел малярией, — рассказывает старпом судна Виталий Душин. — Вообще этой болезнью переболели у нас почти все". В декабре моряков перевели в тюрьму в Киншасе: "Тогда у нас появилась надежда, — продолжает Янбаев. — Там к нам допустили адвокатов, которые даже водили нас в госпиталь. Это нас спасло".