Нацрада запрещает ТВ говорить по-русски и требует метить лохотрон яркими буквами

20 марта 2008, 16:52
Украинцы теряют сотни гривен, пытаясь дозвониться на ТВ и ответить на элементарные вопросы

Нацсовет по телевидению и радиовещанию таки объявил войну русскому языку на ТВ. В среду Нацсовет принял на основу решение, по которому обязал украинские телеканалы с 18:00 до 24:00 в рабочие дни и с 9:00 до 24:00 в выходные и праздники вещать только на украинском. Таким образом, чиновники хотят закрыть лазейку, через которую в самое "смотрибельное" время (так называемый "прайм-тайм") телеканалы ставили русскоязычные передачи (они куда популярнее среди граждан Украины, чем украиноязычные, а потому и собирают больше рекламы), а в ночное и дневное время ставили продукт на "держмове". Тем самым, выдерживались требования лицензии, по которой украиноязычные программы должны занимать не менее 75% эфира. Впрочем, и эту норму чиновники хотят увеличить с 1 сентября до 80%, а с 1 сентября 2010 — до 85%.

В СУД. Каналы категорически против. Они утверждают, что любые изменения в лицензию могут вносить только заявители, то есть сами каналы, у которых периодически возникают потребности в переоформлении лицензии. "Требовать от нас внести какие-то дополнительные изменения Нацсовет не может. Иначе это будет походить на злоупотребление властью. Такие требования — прямая дорога в суд", — заявил "Сегодня" гендиректор телеканала ICTV Александр Богуцкий.

Реклама

Замглавы Нацсовета Игорь Курус уверен в своей правоте. "В суд? Без вопросов. Уже ждем. У нас есть План развития, и мы не можем выдавать или продлевать лицензии, не соответствующие ему".

По мнению же Богуцкого, конфликт можно исчерпать очень легко, и при этом довести процент украинского языка до 95. "Для этого надо просто применить к телеканалам решение Конституционного суда в отношении кино. Как известно, КС признал украиноязычным вещанием также и субтитрирование фильмов. Почему же в кино субтитры — вещание на украинском, а на ТВ — нет?", — возмущен гендиректор канала. Курус же ни в какую на это идти не хочет, мол, "по закону о ТВ и радио, субтитрирование — это не украиноязычное вещание".

Впрочем, повторимся, решение по русскому языку Нацсовет принял за основу, а когда будет окончательный вердикт — еще непонятно.

Реклама

ЛОХОТРОНЫ. Если для борьбы с языком Пушкина, Толстого и киевлянина Булгакова, Нацсовет находит необходимые методы, то для ликвидации лохотронов, процветающих на телеэкране, полномочий у него почему-то нет.

В последнее время разгорается скандал вокруг так называемых "интерактивных игр" на ТВ: всевозможные телевикторины, конкурсы, розыгрыши и загадки. Девушка с экрана увещевает: "Ну, это же очень просто! Звоните! Отправляйте SMS!" И пока доверчивые зрители названивают, с их счетов снимаются суммы, во много раз превышающие стандартную стоимость услуг связи. "Одураченные люди жалуются, что к ним приходят огромные телефонные счета. К сожалению, не в компетенции Нацсовета запрещать такие викторины. Тем более, не можем запретить людям звонить. Но мы обязали телеканал информировать о том, что услуга платная. Говорящая об этом надпись должна занимать на экране минимум 15% площади, и быть контрастной", — рассказал Игорь Курус. "Многие люди узнают, что стали жертвами обмана только когда получают счет за телефонные услуги. "К нам поступают массовые жалобы, по 30 ежемесячно. Часто суммы потерь достигают сотен, и даже тысяч гривен", – говорит Курус.

Стандартная схема работы "лохотрона" такова. Производитель викторины создает call-центр, который будет принимать звонки. Затем заключает договоры с телеканалом, где будет транслироваться викторина, и оператором связи. "Прибыть обычно все три стороны (телеканал, производитель и оператор) делят поровну", — говорит нардеп Юрий Стець, экс-генпродюсер "5 канала", где в 2003 году стартовала первая в Украине телевикторина. Сейчас он разрабатывает законопроект, который бы регулировал такие игры. "В идеале автоответчик должен предупредить позвонившего о стоимости участия в игре. Если человек не согласен, он кладет трубку, и денег с него не снимают", – говорит Стець.

Реклама

Как показывает практика, предприимчивые лохотронщики не только этим пренебрегают, но и придумали включать запись длинных гудков. Человек дозванивается и думает, что бесплатно ждет ответа, а в это время с него снимают деньги. Необходимо также различать формулировки "стоимость звонка" и "стоимость 1 мин. звонка".

50-летний киевлянин Валерий понял, что его обманывают, когда в одной из передач угадат слово, и решил воспользоваться тем, что "никто не звонит на эфир", как сообщала ведущая. "Дозвониться сразу мне не удалось, подождав совсем немного я понял, что меня дурят, и повесил трубку. Потерял 15 грн".