Научная карта в большой игре

10 июля 2008, 12:42
Если мы действительно хотим развивать науку, агротехнику, современную промышленность и технологии, надо досыта кормить тех, чьими руками и мозгами это делается.
Накануне участившихся парламентских и президентских выборов в Украине кандидаты разыгрывают излюбленную "научную карту". Они обещают бурное развитие высоких технологий, науки и образования. Еще бы не обещать! Ведь каждый третий избиратель – бывший или действующий инженер, ученый, преподаватель, студент, либо желающий им стать. А каждый второй – родитель или дедушка школьника. Произнеси в предвыборной речи заветные слова "улучшить образование" – и сойдешь за умного, скажи "украинский прорыв" – и тебя на руках понесут. К сожалению, редкий избиратель заглянет в этот "прорыв" и увидит какая ахинея там написана. Если бы разобрались, то прожектеры из БЮТ не прошли бы даже 3% барьер. Однако эту толстую книжку мало кто читал, и вот результат – белое братство срывает половину парламентских заседаний, а придя в Кабмин, не может справиться ни с инфляцией, ни с газовыми долгами, ни с формированием бюджета текущего года. Зато поет мантры о том, что нефтяной кризис будет преодолен за счет бензина из водорослей.

Научная карта обеспечила прибавку голосов, о которых тут же забыли после выборов. Тысячеголовое стадо новых корытников дорвалось до казны и земли, и начался большой дерибан. Среди лая и хрюканья никто уже и не помнит, что он там обещал народу перед выборами. На деле оказывается, что мы избираем худших, которые уверяют нас, что они лучшие. И если денег очень много, а повторение очень частое, то люди верят. Это срабатывает, как количественное давление товара в супермаркете или подсознательный эффект 25-го кадра, в рекламе. Критическое мышление личности и общества в целом упало до уровня плинтуса и стекает еще ниже – в систему канализации.

Сколько лет нужно нашим правителям, чтобы понять, что на образовании и науке нельзя экономить? Это вопрос жизни и смерти нации не менее важный, чем оборона. Более того, эффект от рационального подхода к образованию, науке, культуре может оказать позитивное воздействие на экономику и социальную сферу уже в течение одного президентского или парламентского срока. Это гораздо быстрее, чем окупается, например, нефтепровод Одесса-Броды. Организаторы нового "украинского чуда" могли бы быть прославлены, а не проклинаемы народом до седьмого колена. Очевидно, что эти ясные перспективы не видны из окон Кабмина или дома с шаровым входом на Банковой. Там идет имитация кипучей деятельности, поскольку во главе угла у каждого чиновника стоят не государственные, а свои личные приоритеты. Судя по результатам работы, они живут в режиме поросенка Пятачка – дальше ближайшей пятницы ни у кого в календаре ничего не записано. Что касается государственных программ и стратегий, то их нет вообще, поэтому нация не знает, куда ее ведет очередное мудрое правительство. Чиновникам это очень удобно, не надо париться о соответствии своих действий конституционным целям (их тоже нет), экономическим индексам (а что это?) или пятилетним планам (тьфу, какое старье!). А чтобы этот нонсенс не был заметен, правители погромче кричат о сиюминутных срочных делах. Ведь проблемы просто кричащие: как забрать у четырех девок черноморский шельф, как содрать за минувший голодомор и представить нынешний голодомор в виде процветания? Или можно запросить страну через прессу о том, кто спёр лопату из секретариата президента. Ту самую, которую президент-бухгалтер подарил на субботнике в порыве щедрости (за наш счет), но забыл снять с баланса секретариата.

И все же, если мы действительно хотим развивать науку, агротехнику, современную промышленность и технологии, надо досыта кормить тех, чьими руками и мозгами это делается. В Украине же оплата труда ученых, инженеров, медиков, преподавателей, учителей – это одна из морковок, которые накануне очередных выборов крутят перед народом, как перед запряженным ослом. Повышение зарплат бюджетникам (исключая, конечно, чиновников) всегда отстает от инфляции на несколько лет, а ее запоздалые вливания не могут компенсировать многолетнего снижения жизненного уровня этих людей. Аналогичная картина получается с финансированием закупок оборудования, информационных носителей для науки, образования, медицины. Это всегда намного позже, меньше и хуже, чем требуется для нормальной работы. Зато заработки чиновников и депутатов, дававших обещания, оказываются неожиданно высокими даже для них самих. Они растут экспоненциально, как и площади и качество ремонта и оборудования их кабинетов, численность и стоимость служебных авто. Однако в коня ли корм? Известен такой случай в Киеве. Один молодой сисадмин в госучреждении решил оптимизировать трафик по сети организации, для чего поставил заглушки на несколько порно-сайтов. В то же утро десятки (!!) сотрудников пожаловались руководству на неработающий Интернет.

В то же время компьютеризация школ идет с большим отставанием, а научные работники и просвещенцы носят одну и ту же обувь и костюмы по 5-10 лет – от одного повышения бюджетных зарплат до другого. Мебель в их квартирах в большинстве случаев досталась в наследство от родителей. Как и сами квартиры, ведь о покупке собственного жилья учителю или медику лучше и не мечтать. Впрочем и численность преподавателей и медиков, становится меньше с каждым годом, хотя число учащихся и больных растет.

При такой низкой оценке умственного труда уже не до морального облика. В начале 1990-х, оказавшись без финансирования, директора НИИ и ВУЗов начали сдавать часть помещений в аренду, а преподаватели и ученые – подрабатывать на курсовых, дипломных и диссертациях на заказ. А заодно и принимать от студентов сувениры в конвертах перед экзаменами. Этот губительный процесс затянулся и понизил уровень морали у людей, считавшихся элитой общества. Многие отпустили тормоза и избавили себя от мук совести небольшим усилием воли – мол, "не я один грешу, чем я хуже других?". В итоге пришли к позорной ситуации повсеместной коррупции и профанации в системе образования, в науке и медицине. И теперь даже при успешном решении проблемы финансирования этих областей ликвидировать эту заразу будет не так просто, потребуется серьезная "санитарная обработка".

Да только кто из нынешней власти за нее возьмется? Ведь тогда научная карта не будет краплёной и потеряет свою функцию морковки в шаловливых ручонках. Вывод один – народ не должен быть ослом. Даже ослы умнеют по дороге. Останавливаются и упираясь копытами, всем своим видом говорят хозяину "Баста! Или давай ведро морковки, или сам тащи свою повозку". И не обязательно для этого ждать следующих выборов.