Неделя штрафов: взятки берут уже в 5 раз больше

24 ноября 2008, 07:28
Водители говорят, что ездить приходится аккуратнее, но "мажоры" не перевелись.

Фото С. Николаева

Завтра исполнится неделя жизни страны по новым, повышенным в 10 раз, штрафам. "Сегодня" с помощью официальных и неофициальных данных ГАИ, а также мнений обычных автомобилистов попыталась понять, что изменилось за эти семь дней на дорогах.

1. КАК ИЗМЕНИЛАСЬ СИТУАЦИЯ НА ДОРОГАХ?

Реклама

ГАИ: За неделю инспекторы наштрафовали на 10,3 млн грн. "Количество серьезных аварий с пострадавшими уже сейчас снизилось на треть. В первые же сутки действия новых штрафов число погибших впервые за несколько лет не превысило десяти человек", — сообщили "Сегодня" в ГАИ Украины. Но на прошедших выходных число погибших в ДТП выросло до 22 человек в сутки. Официально в ГАИ сообщают, что в первые дни новых штрафов стало меньше нарушителей скоростного режима, больше водителей пристегиваются ремнями и реже разговаривают за рулем, прикладывая телефон к уху. В некоторых областях за неделю зафиксировано нарушений ПДД в два раза меньше обычного.

Водители: Водители отмечают, что ездить стали аккуратней. Теперь автолюбители побаиваются грубо нарушать правила, часть из них принялась пристегиваться, потому что риск потерять права и не откупиться возрос в разы. Многие, в основном водители недорогих авто, начали ездить гораздо медленнее, стали смотреть на знаки. Местами из-за вынужденной медлительности образовались пробки. "Но водители дорогих иномарок ездят по-прежнему лихо, нередко — в пьяном виде, выжимают по городу 90-100км\ч" — говорят столичные таксисты.

2. ЧТО СЕЙЧАС СО ВЗЯТКАМИ?

Реклама

ГАИ: Инспектору запрещено иметь на посту больше 100 грн. В эти дни проводятся рейды, в которых спецотряды ГАИ отлавливают инспекторов-взяточников на дорогах. Результаты автоинспекция обещает обнародовать через несколько дней. Неофициально в ГАИ сообщили, что проверяющие часто ездят в гражданской одежде и при виде патруля специально нарушают правила. Некоторые рядовые инспекторы утверждают, что лучшим методом прятать взятку признано сворачивание денег в "кубик", после чего одна или две купюры кладутся в спичечный коробок и выбрасываются возле какого-нибудь ориентира. После службы инспектор приезжает, забирает выручку и делит с напарником.

Водители: Откупиться стало сложнее на городских дорогах, потому как гаишники знают о проверках "свыше", боятся попасться. На междугородних трассах за превышение скорости теперь редко берут меньше 100 грн. (ранее "минималка" была 20 грн.). В водительской среде есть мнение, что сложности со взятками — явление временное, волна проверок и опасений пройдет, но размеры взяток однозначно вырастут.

3. КУДА УХОДЯТ "ШТРАФНЫЕ" ГРИВНИ НАРУШИТЕЛЕЙ?

Реклама

ГАИ: Все "штрафные" суммы поступают в государственный и местные бюджеты (50Х50). Куда именно идут деньги — потом решают власти.

Водители: Суммы за нарушения огромные, поэтому деньги должны направляться целевым образом на ремонт дорог. Ездить по правилам по "убитым" дорогам сложно.

ВЗЯТКИ БЕРУТ ЗА ГОРОДОМ

В целом, водители признают, что ездить стали дисциплинированее. "Новые штрафные тарифы только ввели, поэтому все стараются ездить аккуратней, грубых нарушений стало намного меньше — боятся. К сожалению, решить саму большую проблему — побороть пробки, это не помогло. На самом деле, кроме штрафов, следовало бы пересмотреть и предельные скоростные пороги, которые не пересматривали с 60-х гг. прошлого века. Сейчас совершенно другие автомобили, новые дороги. Например, по Одесской трассе в нормальную погоду вполне можно безопасно ехать и быстрее разрешенных 90 км/ч", — говорит организатор автоклуба "Forester-club.com.ua" Сергей Марач.

ВЗЯТКИ ВЫРОСЛИ. "Нас предупреждают, что будут контролировать на счет взяток, — рассказал "Сегодня" один из работников ГАИ. — Если засекут, обещают применять самые жесткие меры, вплоть до увольнения. В то же время, у нас существует система поощрения за сдачу водителей-взяточников (в среднем 500 гривен или эквивалент предложенной взятки. Правда, найти хоть одного гаишника, который привел взяточника и получил премию, найти нам не удалось. — Авт.). Но, конечно, когда людей упрашивают простить и отпустить, то доброе сердце гаишника не выдерживает. Если нарушение не очень серьезное, то мы уже идем аккуратно на уступки".

"У нас было как? Сам взял — с начальством поделись. Никто терять этого не будет. Просто сейчас надо показать борьбу со взятками, вот мы и попритихли. А через пару месяцев после нескольких показательных разборок со взяткобрателями, все вернется на круги своя. Просто станет дороже", — сказал нам другой постовой. "Поймите — когда можно отпустить, гаишник сам знает. Да и рост взяток, как и штрафов, все равно исправит ситуацию. Все равно народ будет культурнее", — рассуждают в ГАИ о пользе больших поборов.

По словам же первых "взяткодателей", взятки действительно выросли в разы. И если в крупных городах, особенно в столице, гаишники пока опасаются их брать, то в регионах, особенно на трассах — полный беспредел. Штрафуют практически ни за что, а смешные суммы в 20 и 50 грн. уже не проходят. "Меня остановили в три часа ночи 20 ноября на трассе Киев — Одесса в Одесской области. Я ехала по свободной трассе в левом ряду. Раньше никогда даже не подозревала, что это нарушение, за которое штрафуют. Инспектор начал показывать мне таблицу с новыми "тарифами", заявил, что за несоблюдение рядности теперь около 400 грн. штрафа. Мы "договорились" за 100 грн. За такую мелочь — это больше в 5 раз, чем было раньше!" — пожаловалась нам автовладелица Лариса.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ НА ДОРОГАХ И КАК СТАЛИ ЕЗДИТЬ ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ШТРАФОВ?

Дмитрий, водитель иномарки: "Абсолютно ничего не изменилось, только цены выросли в несколько раз. Я лично убедился, что скорость мало кто снижает, на дорогах много авто, которыми с виду управляют пьяные водители. Если вдруг нарушу правила, то лучше заплачу штраф, но не отдам деньги в карман гаишнику".

Владислав, водитель: "Когда еду, то вижу, что машины по Киеву идут не больше 60 км/ч, но не все. Я стал на всякий случай пристегиваться, а при виде гаишника откладываю подальше телефон. Слышал, что взятку дать сложно, но это первое время так будет. Брать будут всегда, просто немного переждут".

Сергей, таксист: "Однозначно, что стали медленнее ездить по городским трассам. Стал не превышать и я, потому что на днях меня оштрафовали за превышение. Взятку предлагать не стал. Понял, что нарушать теперь слишком накладно".

Дмитрий, водитель: "Спокойно было ездить первые два дня, а потом все как обычно. Но с алкоголиками только так и надо бороться — высокими штрафами. Раньше я нарушал, меня наказали, теперь я вообще не нарушаю".

Уважаемые читатели, изменилась ли, на ваш взгляд, ситуация на наших дорогах после введения новых штрафов? Выскажитесь в комментариях