Нелегкая работа реставраторов: как "лечат" иконостас Андреевской церкви

28 января 2018, 10:00
Реставраторы тратят месяцы на спасение одной картины и оставляют спецпометки для потомков

Реставраторы за работой. В мастерских находятся иконы «Преображение», «Благовещенье», «Покрова», архангелов Михаила и Гавриила, ворота в дъяконник и жертвенник

Реставрационные работы в легендарной Андреевской церкви столицы идут полным ходом, их обещают завершить к концу 2019 года. Тут меняют старую инженерию, проводят малярные работы, восстанав­ливают поврежденные и утраченные элементы лепнины. Особая ра­бота ведется по реставрации икон церкви (всего их в иконостасе 39). Восстанавливают их в научно—реставрационной мастерской Национального заповедника "София Киевская". 

По словам Анатолия Остапчука, заведующего научно-реставрационной мастерской заповедника, из иконостаса Андреевской церкви сняли 21 икону. "Сейчас на реставрации находятся "Преображение", "Благовещенье", "Покрова", ворота в дъяконник и жертвенник, иконы архангела Гавриила и Михаила", — говорит Остапчук. "Сегодня" побывала в мастерской и понаблюдала за тем как шедевры, написанные в XVIII веке,
получают вторую жизнь.

Реклама

ПРОЦЕСС. Над восстановлением полотен трудятся реставраторы за плечами которых сотни отреставрированных шедевров. Работают они в небольшой мастерской с низким, полукруглым потолком. Тут сухо и довольно прохладно. Как объясняют реставраторы, это оптимальная температура для старинных полотен. Процесс реставрации начинается с очистки картины от пыли, устранения покоробленности и раздублировки (когда полотно клеят на новый холст). После этого мастера приступают к самому сложному этапу — снятию старых записей.

Реклама

"Предыдущие реставраторы точно так же, как и мы, наносили тонировку в тех местах, где она была утрачена. Однако со временем эта тонировка темнеет, и картина меняет свой облик. Самое сложное — это снять записи, не разрушив авторскую", — рассказывает "Сегодня" реставратор Владимир Мироненко.

Все слои снимают при помощи спецрастворов — это может занять недели. На каждом полотне, по краям, есть особые "метки" — их оставляют предыдущие реставраторы для своих последователей. Благодаря таким "меткам" мастера видят сколько раз и как реставрировали картину.

"Все материалы которые мы используем, применялись нашими предшественниками. Даже клеи используем те, что использовались сто лет назад и придерживаемся рекомендаций, которые прописанны в учебниках по реставрации начала XX века", — говорит Владимир Мироненко.

Очистив плотно от записей, его натягивают на новый подрамник и обклеивают папиросной бумагой с осетровым клеем для укрепления.

"Благодаря этому исчезают деформации, картина становится ровной", — объясняет реставратор Виктор Минько.

ТОНИРУЮТ И ЛАКИРУЮТ. Укрепив полотно, реставраторы приступают к тонировке. Для этого на профессиональной палитре смешиваются краски, чтобы добиться нужного оттенка.

Реклама

"Можно нанести краску один в один с оригиналом, но со временем она поменяет свой цвет. Помню в 90—х к нам приезжали коллеги из Франции и привозили специальный каталог, в котором показано как меняются оттенки со временем. Мы же работаем без каталога, а оттенки подбираем интуитивно. Такое мастерство приходит с опытом", — расказывает Мироненко.

По окончанию работа вскрывается лаком. Иногда на все ступени реставрации уходят месяцы.

"В реставрации важно сохранить идентичность полотна, а не переписать его. Наше вмешательство должно быть незначительным. На полотне мы можем воссоздать только маленькие утраченные элементы, а большие не имеем права переписывать", — поясняет мастер.

Со старинными полотнами работают не только реставраторы, но и бактериологи.

"Иконы и картины болеют точно так же, как и люди. На картинах веками может жить грибок, разъедающий полотно. Обнаружить его – работа бактериологов, а уничтожить их можно при помощи антисептиков", — объясняет Владимир Мироненко.

ПОД ПОЗОЛОТУ. Тут же в ма­­стер­ской реставрируют врата жертвенника и дъяконника, украшенные позолоченной деревянной резьбой с головками ангелов. По словам реставратора Ивана Яковенко, время не пожалело и этот шедевр. Утраченные элементы резьбы мастер восстанавливает из гипса. После, их затонируют краской под позолоту или поталью.

"Рамы иконостаса в основном всегда изготавливали из липы. Эта порода дерева мягкая и пластичная. Реже использовали дуб. С этой породой дерева тяжело работать. К примеру, дубовый иконостас есть только в церкви возле дальних пещер Киево—Печерской лавры", — рассказывает Иван Яковенко.

ВОССТАНОВИЛИ ВПЕРВЫЕ. Часть икон Андреевской церкви уже можно увидеть на выставке на втором этаже Софийского собора (продлится она до 12 февраля). Тут представлены как отреставрированные полотна, так и те, которым еще предстоит "встреча" с мастерами.

"К примеру, икона "Елеосвящение и возведение креста на горах киевских" впервые была отреставрирована в истории заповедника. За много лет она покоробилась и обвисла. Когда мы сняли раму, то стало понятно, что икона прибита к подрамнику четырьмя гвоздями", — рассказывает Остапчук.

Можно увидеть на выставке и икону "Поклонение царей земных Царю небесному" — самое большое полотно из Андреевской церкви. Его размеры — 42 квадратных метра. Есть и такие работы, которые ученые заповедника восстанавливали прямо в храме.

"Это икона "Проповедь апостола Андрея" художника Платона Бориспольца. Она 150 лет провисела в церкви и ее ни разу не снимали. Дело в том, что картина весит около 700 килограммов! За много лет холст покрылся плотным слоем пыли под которым размножался грибок. Из-за этого полотно начало трухлеть. Мы очистили картину и отреставрировали", — говорит Остапчук.

Обнаружили ученые и то, что многие картины в иконостасе церкви находились не на своих местах.

"К примеру, "Успение богоматери" (единственная икона, которая имеет авторскую подпись художника Алексея Антропова), по форме точно такая же как "Крещение". И их зачем-то поменяли местами. Это могло произойти во время реставрации в 30-х или 50-х годах", — рассказывает реставратор.

"Пушистый Иисус" и "баба"

В истории реставрации икон случалось много и курьезных случаев неудачной реставрации. Одним из них стала фреска с ликом Иисуса Христа в храме города Борха (Испания). Она была написана в начале XX века художником Элиасом Гарсия Мартинесом. За много лет фреска начала осыпаться. Отреставрировать ее вызвалась одна из пожилых прихожанок, утверждая, что у нее есть навыки. Однако такое вмешательство окончательно испортило произведение искусства. Вместо Христа на картине появилось размытое лицо с кривыми глазами, носом и ртом. Картину тут же окрестили "Пушистым Иисусом", а специалисты назвали худшим примером реставрации в истории. Хотя икона быстро стала известной достопримечательностью, а город — популярным местом для туристов, что пополнило его казну...

"Пушистый Иисус" в Борхе. Фото: wikipedia.org

Новое лицо "подарили" реставраторы одной из скульптур на фасаде старинного дома в Санкт-Петербурге. В советские времена мастера настолько изуродовали лицо нимфы со скрипкой в руках, что от оригинала не осталось и следа. Горожане называют скульптуру "степной бабой", а чиновники обещают исправить ошибку.

Нимфа до реставрации и после нее. Прозвали "Степной бабой". Фото: realt.onliner.by