Необычные школы: дети учатся с солью на голове и без оценок

10 февраля 2012, 09:48
В Украине начали появляться школы с индивидуальным характером.

Подвижная учеба. Решают примеры, играя в «классики»

Какая картинка представляется вам при слове "школа"? Мне — огромная зеленая доска, ряды парт и "приклеенные" к ним дети. Так выглядят типичные классы. Но в Украине уже начали появляться школы с индивидуальным характером. В одних на уроке учат разные предметы, в других школьные доски — как сенсорные экраны, в третьих на головах у детей для хорошей осанки — мешочки с солью.

УРОКИ — С МЯЧОМ И МЕШОЧКАМИ НА ГОЛОВАХ

Реклама

Как только я зашла в школу №4 райцентра Ичня (на Черниговщине), за мной шумной толпой ввалились самые маленькие ее ученики, которые возвращались из столовой. В любой другой школе учитель сразу же строго прикрикнул бы на них. Но здесь вместо этого я услышала: "Внимание, побежали!" И малыши, прыгая из круга в круг, нарисованные на полу, понеслись в класс. А те, кто остались, принялись скакать по расчерченным прямо в школьных коридорах "классикам" и кругам с цифрами. Водящая задавала примеры по математике, а ее подружки по игре, высчитав результат в уме, прыгали на цифру-ответ.

ДВИЖЕНИЕ — ВСЕМУ ГОЛОВА. Как объяснила мне директор школы Александра Колесниченко, такая активность учеников здесь только приветствуется. Потому что движение — один из главных китов методики, по которой здесь учатся с 2005 года. "Лучше всего всего информация усваивается в движении, а хуже всего — сидя. Ведь тогда нарушается кровообращение и появляется кислородное голодание. А мозг из-за этого становится "ленивым", — рассказывает директор. — Поэтому у нас все организовано так, чтобы дети побольше двигались не только на переменах, но и на уроках. Благодаря этому материал они усваивают на 70%, а не на 25%, как раньше". И действительно, уроки здесь не похожи на обычные, где дети должны 45 минут сидеть, как приклеенные, за партой.


От сколиоза. Высота парт отрегулирована по росту учеников

Реклама

"Если я буду говорить правильно, вы хлопаете в ладоши, если нет — топаете ногами", — командует первоклашкам Инна Романенко. Следующим заданием стало нарисовать цифру ногой, а потому все стали учиться с... мячиком. Учительница задавала вопрос и бросала его какому-то ученику, чтобы тот ответил. "Когда он ловит мяч, то при этом раздражаются чувствительные окончания на кончиках пальцев, а через них активизируется и весь организм", — объснила мне "соль" этой игры педагог. Когда же пришло время писать, все ученики до единого положили себе на голову мешочки: они помогают сформировать осанку и выдержать необходимое расстояние от глаз до тетради, а значит, сохранить зрение. Кстати, в мешочках — йодированная соль, что полезно для щитовидки. Но и это еще не все. После письма дети водили глазами по разноцветным линиям, нарисованным над доской, — зарядка для глаз. К слову, такие активные уроки проходят не только у малышей, но и в 5—7 классах.

ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ. Кроме того, в классе, где проходил урок, стоял запах лука и чеснока. Как оказалось, лук, разложенный на тарелках, лежит в каждом классе. Его ученики едят и даже шутят при этом, мол, лучше бы еще и по кусочку сала рядышком положили, чтобы вкуснее было. Что до чеснока, то он висит в контейнере от "киндера" на шее у каждого ученика. "Это, чтобы не болеть", — объясняют хором дети. Еще с болезнями в школе борются в кабинете фитоаромотерапии. "Здесь мы проводим оздоровительные процедуры, если разрешают врачи, а также раз в неделю у малышей здесь проходят тематические встречи. На них обсуждают какую-то "здоровую" тему, например, полезные свойства разных лечебных трав", — рассказывает Александра Колесниченко. По словам директора, все это дало свои плоды: школа вот уже 7-й год не закрывается на карантин.За это ичнянскую школу называют не иначе как "школа здоровья".

100 НАРОДОВ — ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ

Реклама


Дружба народов. Нет конфликтов из-за национальности

В одесской средней школе №103 учатся представители более 100 национальностей и этнических групп! "У нас есть греки, вьетнамцы, грузины, евреи, корейцы, армяне, гагаузы... — рассказывает директор Татьяна Гончарова, проводя мне экскурсию. — Знакомьтесь: это Норкуловы, папа — узбек, мама русская. Всего у них 18 детей, все хорошо учатся. Это Ергиевы, цыгане, отец у них ювелир, тоже хорошая семья. Это — младший Хегай, кореец. Его брат Арнольд, наш выпускник, в прошлом году стал чемпионом мира по тай-боксу. Вот — 10-классница Серуш Назлуханян, армянка. Она прекрасно знает украинский язык, поет украинские песни. А венок с лентами ни одной украинке так не идет, как ей! Ее у нас называют "лучшей хохлушкой"! А самые активные у нас, конечно же, цыганские дети. Они — неизменные "звезды" всех школьных праздников".

Учительский состав здесь не менее "пестрый". "Физкультуру и музыку ведут армяне, украинский язык и литературу — болгары, а русский — полугрузинка", — продолжает свой рассказ директор. Интернациональность школы она объясняет тем, что, во-первых, языком обучения здесь является русский, который, в отличие от государственного, понимает большинство нацменьшинств и иммигрантов. Во-вторых, школа расположена в самом центре Молдаванки — района, издавна заселенного людьми всех рас, народностей и вероисповеданий. "У нас в какой двор ни войдешь — кого угодно встретить можно, от поляка до казаха", — говорит Татьяна Ивановна. Так что здесь никого не удивишь дружбой украинца Вити с китайцем Женей или араба Али с корейцем Максимом.

НЕТ ОЦЕНОК И "ДОМАШЕК"


Подход. На уроке учат то, что хочется. Фото: Ю. Кузнецов

На пороге Киевской школы-парка открытых студий меня встретил приветливый мужчина в футболке, домашних штанах и плюшевых тапочках. "Я — директор", — спокойно представился Ярослав Коваленко. Затем, предложив мне переобуться в такие же тапочки, принялся показывать школу. Мое первое впечатление: на классическую школу это совершенно непохоже. Например, в классах нет привычного старого антуража с партами и зеленой доской (но есть несколько рабочих столов и стулья), школьники учатся даже сидя на полу, а к своим учителям обращаются по имени и на "ты". Но особенно бросилось в глаза то, что у каждого на парте лежали учебники по разным предметам. "У нас в школе каждый сам выбирает, какой предмет будет учить на уроке, — объяснила мне второклассница Милана. — Например, у меня и у Егора сейчас чтение, у Ильи — математика, а у Жени — письмо. И "домашек" нам не задают. Все задания мы делаем здесь".

Оценок, по словам девочки, тоже нет. Чтобы учились ради знаний. А за успеваемостью следят с помощью плаката с именами учеников и названиями предметов, возле которых приклеены разноцветные наклейки разных размеров. "За выполненное задание школьник получает маленькую наклейку. А когда пройдет все темы, — большую", — объясняет педагог младших классов Евгений.


Егор. Получил звездочку за выполненное задание. Фото: Ю. Кузнецов

Точно так же учатся и старшеклассники: учебный материал осваивают самостоятельно под руководством педагога, а если возникают трудности, то в школу приглашают профильных учителей. По словам Евгения, к концу каждого семестра каждый должен освоить определенный массив информации и пройти аттестацию в одной из школ-партнеров, которая выставляет ученикам итоговые оценки по предметам и выдает табель.

НЕ ДЛЯ ВСЕХ. Такие школы, как эта, — не ноу-хау. "В мире их называют демократическими, и насчитывается таких — около 1000, — рассказывает Ярослав. — Но демократия подходит не всем. Бывает, что ребенку тяжело самостоятельно организовывать свой учебный процесс и брать на себя ответственность за успеваемость. У нас были ученики, которые попросту переставали учиться, попадая сюда. Конечно же, родители были вынуждены их забрать".

УЧЕНИКИ ПУТЕШЕСТВУЮТ В БУДУЩЕЕ


"Умная" доска. Можно пальцами перемещать изображения

Побывала я и в "Школе будущего", которая находится в Ялте. Такое название она получила, потому что все здесь организовано по последнему слову техники. Вход — по магнитным пропускам. С их помощью отслеживают, во сколько кто пришел и ушел из школы. Так что незаметно прогулять урок уж точно не получится. А обычные классы здесь превратили в настоящие мультимедийные комплексы. Зайдя на урок в один из них, я увидела, как ученица выполняет задание на доске... просто проводя по ней пальцами!

"Это — интерактивная доска с сенсорным экраном. На нее через проектор, подключенный к компьютеру, проецируется изображение. Благодаря этому учитель может создать визуальный конспект урока", — объясняет директор школы Татьяна Баранова. Но и это еще не все. "У нас есть портал в Сети, куда учителя выкладывают материалы уроков, — продолжает рассказывать она. — Так что можно самостоятельно наверстать упущенное". Также везде в школе есть интернет, а много учебной литературы лежит в интернет-библиотеке. Правда, на всю школу — всего 60 ноутбуков. И они "кочуют" из класса в класс по мере надобности.

ПРОХОДЯТ 2 КЛАССА ЗА ГОД

На учебу в киевскую Школу экстернов приходят юные гении, которым скучно учиться в обычных школах, будущие профессиональные музыканты, танцоры, звезды кино или спорта (им ходить на занятия просто некогда), а также те ребята, которые попросту не могут ужиться в коллективе. Здешним ученикам не нужно ежедневно ходить на уроки. А весь материал они должны выучить самостоятельно. Это значит, что у них нет четкого расписания, поэтому заниматься той же математикой они могут, когда захотят. Явиться в школу они должны только, чтобы сдать предмет или, если нужно, на консультацию к педагогу. К слову, за год многие ребята проходят программу сразу 2-х классов школы, поэтому и аттестат получают раньше своих сверстников — в 14—15 лет.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА ОНЛАЙН

Очередная школа с изюминкой — Международная украинская школа. Она для украинцев, живущих за границей. Всех ее воспитанников можно разделить на две группы. Первая — экстерны, которые учатся дистанционно. После поступления они получают доступ к внутреннему сайту, где находятся электронные учебники, журнал с оценками, а также расписание онлайн-консультаций, тематических обсуждений или видеоконференций. Предметы учат самостоятельно. А чтобы подтвердить знания, на протяжении года нужно сдать письменные работы и пройти собеседования по Skype или очно. Вторая группа — те ребята, которые за рубежом ходят школы при украинских общественных организациях. А два раза в год их аттестует общая комиссия из школы, где они учатся, и Международной украинской школы.

ТОП-5 НЕОБЫЧНЫХ ШКОЛ ВО ВСЕМ МИРЕ

В ДАНИИ — OPEN SPACE. Здесь учатся школьники, мечтающие работать в СМИ. Интерьер соответствующий: классы отделены друг от друга условно, поэтому все ребята учатся как бы в одном большом помещении. Также везде есть интернет.

НА БАЛИ РАСТЯТ "ЗЕЛЕНЫХ" ЛИДЕРОВ. Школа полностью построена из бамбука. Ее цель — воспитать т.н. экологических лидеров. Поэтому, кроме стандартных предметов, школьников здесь учат, как выращивать экологически чистые продукты или строить из бамбука.

В БАНГЛАДЕШ — ВСЕ НА КОРАБЛЕ. Этот школьный "корабль" создали для тех, чьи школы, рядом с которыми они живут, периодически затапливаются. Каждое утро за учениками приезжает школьный "автобус" (лодка) и развозит их по классам-кораблям. В каждом из них есть компьютер с интернетом, а также на отдельном корабле — библиотека. Все техустройства работают от солнечной батареи.

В США — УЧАТСЯ ПОД ЗЕМЛЕЙ. Самая энергосберегающая школа. Построили ее в период энергетического кризиса: сначала разровняли холм, потом там появилось здание. Затем его засыпали землей. За счет такого покрытия в школе и тепло, и сохраняется энергия.

В ШВЕЦИИ — УРОКИ НА ДЕРЕВЕ. Здесь нет классических классов, а весь антураж состоит из различных объектов, где и проходит обучение, — "Ледяная гора", "Дерево", "Пещера", "Остров" (на фото). Последний, например, предназначен для работы на ноутбуках.