Ноябрь религиозный: иудеи ждут мессию, а католики идут на кладбища

1 ноября 2007, 21:27
В ноябре почитаем Димитрия Солунского и просим у святых врачей-бессребреников Косьмы и Дамиана исцеления.

Фото С. Ваганова

Среди праздников последнего месяца осени больше всего в народе почитали Дмитра, Кузьма-Демьяна и Михайла. Первый связан с поминовением предков в Дмитриевскую родительскую субботу, что предшествует дню памяти Димитрия Солунского. Великомученик, пострадавший в третьем столетии, считается покровителем православного воинства. К святым врачам-бессребреникам Косьме и Дамиану обращались с молитвой за исцелением, кроме того, считали их покровителями в обучении детей, домашнего очага, кузнечного ремесла, и ... защитниками домашней птицы. И приговаривали: "Кузьминки – об осени поминки". Ну а в день святого Архангела, если выпадал снег, говорили, что "Михайло приехал на белом коне". Праздновали его весело и сытно, поскольку все основные работы к тому времени заканчивались и продуктов было вдосталь.

3 ноября вспоминают преподобного Иллариона, схимника Киево-Печерского, почивающего в Дальних пещерах. 4-го – Казанской иконы Божьей Матери, в память об избавлении Москвы и России от поляков в 1612 году. 5 ноября поминают апостола Якова, брата Господня по плоти, одного из сыновей праведного Иосифа от первого брака, ставшего епископом Иерусалимским. 6-го отмечается память иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радосте". Также вспоминают затворников Печерских: Арефу, Сисоя и Феофила в Ближних пещерах. С первым связан случай о похищении из его кельи богатства, которое монах тайно копил, пока Господь его таким образом не вразумил. На следующий день, 7-го, память других преподобных: Мартирия дьякона и Мартирия-затворника. 8 ноября празднуют Димитрия Солунского, который настолько почитался на Руси, что многие великие князья и цари, среди них Ярослав Мудрый, Александр Невский и Иоанн Грозный, называли в его честь своих первенцев. "Канон Димитрию Солунскому" стал первым сочинением святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки, с него началась вся славянская литература. Киевский Михайловский златоверхий монастырь, первоначально также был основан как Димитриевский. 9-го празднуют сразу двух Несторов: одного летописца, а другого – "некнижного". Указом Президента одновременно, с 1997 года, отмечается как День української писемності та мови. 10 ноября — память преподобного Иова, игумена Почаевского, епископа Димитрия Ростовского, а также знаменитого Киевского юродивого ХVII века Феофила. Также чествуют Параскеву, что на греческом означает "Пятница". В народе эту святую очень почитают, она является покровительницей родов, а также зимней женской работы – пряжи. Сама непосредственно пятница также находится под ее попечением – существует множество примет и запретов касательно этого дня недели. Не рекомендуется прясть, стирать, купать детей, и даже смеяться. А поскольку в этот день был распят Иисус Христос, обязателен строгий пост. 11-го — Авраамия, затворника, а 13-го – Спиридона и Никодима, просфорников Киево-Печерских. Известны они тем, что ежедневно наизусть прочитывали всю Псалтырь, а когда случился пожар, потушили его малым количеством воды, принесенным во власянице. 14 ноября празднуют Косму и Дамиана. 19 ноября поминают преподобного Луку, эконома Печерского. 21-го празднуется Собор архистратига Михаила, предводителя Небесного воинства и прочих Небесных Сил Бесплотных. 23-го числа годовщина колесования – казни Георгия Победоносца, а 24-го вспоминают еще одного великомученика, происхождением египтянина, – Мину, который также, как Георгий, служил воином и пострадал в III веке. 26-го – день святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. 27 и 29 ноября отмечают двух из двенадцати призванных Иисусом Христом апостолов: Филиппа и Матфея, автора одного из Евангелий. Оба благовествовали в Африке, где и погибли. С 28-го начинается предрождественский пост, известный под названием Пилиповки, протяженностью в 40 дней. По сравнению с Великим, он менее строгий, поскольку можно употреблять рыбные блюда.

Реклама

КАТОЛИКИ ПОСЕЩАЮТ КЛАДБИЩА

Самое начало ноября католическая церковь посвящает памяти предков: дни Всех святых и Поминовения усопших следуют один за другим. Первый ранее, с 609 года, когда папа Бонифаций IV освящал римскую ротонду в честь Богоматери и всех великомучеников, отмечали весной. В начале одиннадцатого века папа Григорий ІІІ перенес его на 1 ноября. Но тогда еще он относился не ко всем, а только к тем святым, что не имели своего дня в богослужебном календаре. Почитание умерших является неотделимой частью человеческой культуры, и присуще не только первобытным, но и современным людям. Многие и сегодня верят в охранительную силу духа своих предков. В католицизме соблюдение обряда поминовения считается важным долгом. Оно основано на папском догмате, согласно с которым души ушедших из жизни находятся в чистилище. Очищению их там от грехов и сокращению срока пребывания должны помочь добрые действия и молитвы здесь живущих. Для этого благочестивые католики совершают дела благотворительности, часто посещают кладбища, поддерживают могилы предков в образцовом порядке.

30 ноября – день Святого Андрея, брата апостола Петра, ставшего первым учеником Иисуса Христа. Совершив просветительскую миссию к славянам, он вернулся в Грецию, где принял смерть в городе Патры. Там благовестника, как и его Божественного Учителя, распяли на кресте, только особой, "иксообразной" формы. Своим покровителем апостола считают, кроме России, также Шотландия, Греция и Румыния.

Реклама

ИУДЕИ ЖДУТ МЕССИЮ

10 ноября заканчивается месяц Хешван, единственный в котором нет праздников. Однако одна из легенд гласит, что еврейский мессия-Машиах должен прийти именно в этом месяце – чтобы он превратился в одно большое торжество. 11 ноября наступает первое число месяца Кислев 5768 года от сотворения мира по еврейскому летоисчислению. Иудейский календарь является религиозным и одновременно официальным календарем государства Израиль. Это комбинированный солнечно-лунный календарь, в котором год совпадает с тропическим, а месяцы – с синодическими циклами. Обычный год состоит из 354 дней (12 месяцев), високосный – из 384 дней (13 месяцев). Месяцы начинаются в новолуние, каждый из них имеет свой знак зодиака: Весы (Тишрей); Скорпион (Мархешван); Стрелец (Кислев); Козерог (Тевет); Водолей (Шват); Рыбы (Адар – поскольку удваивается, то имеет название во множественном числе); Овен (Нисан); Телец (Ияр); Близнецы (Сиван); Рак (Таммуз); Лев (Ав); Дева (Элул). Двенадцать зодиакальных знаков были и эмблемами 12 колен Израилевых, которые, согласно Библии, происходят от сыновей Иакова. Сам календарь был заимствован у вавилонян после падения Иерусалима в 587-м году до н.э. и пленения народа. Это подтверждается его структурой и тем, что используются некоторые из вавилонских названий месяцев, для сравнения: Nisanu, Ayary, Simanu, Duuzu, Abu, Ululu, Tashritu, Arakhsamna, Kislimi, Tebetu, Shabatu, Adaru. Нынешний вариант иудейского календаря был установлен патриархом Гилелем около 359 года. Он основан на вавилонском 19-летнем цикле с некоторыми изменениями, необходимыми для иудейских ритуалов.

МУСУЛЬМАНЕ-КОЧЕВНИКИ МЕНЯЮТ МЕСТО СТОЯНКИ

Реклама

На ноябрь текущего года (1427-й Хиджры ) в исламе не приходится общеустановленных торжеств. Десятый лунный месяц Шавваль, начавшийся 14 октября, заканчивается 12 ноября, и пока он длился, у кочевников-арабов принято было менять место стоянки. Затем начинается одиннадцатый – Зуль-Каада, образованный от "сидеть, оставаться дома". Двенадцатый месяц является временем для хаджа – паломничества, поклонения святыням ислама и называется Зул-Хиджа. Первый же по счету называется Мухаррам, что означает "священный, запретный". В этом месяце, как и в седьмом, одиннадцатом и двенадцатом, запрещалось вести войны. Лунные месяцы исламского календаря "кочуют" по временам года, но названия некоторых из них сохранили особенности той поры, когда были первоначально установлены. Так, второй месяц называется Сафар — "желтый", третий и четвертый – Раби первый и Раби второй, носят в себе напоминание о весне и первых цветах, пятый и шестой: Джумада первый и Джумада второй, произошли от слова "застывать", девятый – Рамадан означает "жгучий". Седьмой месяц именуется Раджаб ("безопасный"), оттого что нельзя вести войны и совершать набеги. Зато следующий – Шаабан, снимает запреты, поскольку предназначается для военных походов. В доисламские времена месяцы сохранялись на своих местах в течение солнечного года, благодаря тому, что по мере накопления "лишних дней" к лунному году добавлялся 13-й месяц – "наси". Однако в 631 году Магомет запретил это делать, что отражено в Коране, где сказано, что Луна является мерилом времени. Мусульманский год стал чисто лунным и на 11 дней короче солнечного.