Новый тренд: не отдавать ребенка в школу

20 июня 2009, 09:18
Быть "анскулером" (дословно "нешкольником") нынче становится модным. Приверженцы этой идеологии уверяют, что только так можно стать свободным от стереотипов человеком.

Летом многие родители активно готовят ребенка к школе: репетиторы, подготовительная группа, занятия. Но есть семьи, где таких хлопот нет. Родители просто не видят смысла в системных знаниях, которые гарантирует программа обязательного образования, и не заморачиваются пресловутой корочкой-аттестатом. Такие мамы-папы исповедуют принцип: дети должны занимать себя, чем хотят, а не зубрить предметы в душных классах. Только тогда они гарантированно вырастут увлеченными и свободными людьми. По мнению таких родителей, именно вращаясь среди разношерстной школьной братии, дети набираются вредных привычек, а из-за своенравных учителей становятся зажатыми и безынициативными. Таких людей называют "анскулеры", дословно "нешкольники". Эта практика распространена в США. Украинское же законодательство преследует "анскулерство" — у нас образование обязательно. Поэтому украинские последователи этой моды довольствуются ее умеренной формой — "хоумскулинг". Это значит, что дети учатся дома, но экстерном все-таки сдают школьную программу. Это позволяется лишь одаренным детям (факт сверхталантливости определяют учителя по месту жительства), тем, кто живет далее чем в 5 км от школы и тем, кому это запрещено религией. Но "анскулеры" все же добиваются этого права, даже если не попадают ни в одну из категорий.

"Первое родительское собрание показалось мне театром абсурда, — делится опытом Ксения Позднякова, мама четверых "анскулеров". Ее старший сын Виктор — востребованный программист, дочь Ася — линейный продюсер на одном из телеканалов, младшим еще только 12 и 8 лет. — Учительница подробно рассказывала нам, сколько клеточек дети должны отступать в классной работе. "Вы почему не записываете?!" — гаркнула на меня она. "Не вижу в этом смысла", — ответила я и даже с неподдельной радостью позже узнавала, что мой Витя на ее уроках продолжал писать "неправильно". Потом, рассказывая о том, как прошел день, сын все чаще стал говорить маме что-то вроде: "А я сегодня на уроке истории начал новую компьютерную программу писать!" Ксения пошла к директору школы с заявлением, что ее сын теперь будет учиться экстерном.

Реклама

"10 месяцев в году он занимался программированием, а всего за 2 месяца проходил курс очередного класса и сдавал экзамены для перевода в следующий. То есть занимался тем, чем нравится, а не тем, чем "нужно", — делится мама. Когда у нее родилась дочка Ася, мать решила работать дома: "Но контроля никогда не было: я занимаюсь своим делом, дети — своим. А немного подросли — стали помогать мне в работе (я переводчик) — вычеркивать лишние буквы после запятой, к примеру, — за что я им давала на карманные расходы. Это тоже стимулировало их учиться: плата зависела от того, что они знают, скажем, выучили какие-то слова. Ася ходила в школу до конца второго класса, но потом и она решила сидеть дома, и я это поддержала". Сама 22-летняя девушка объясняет свой шаг иначе: "Мы переехали. В сельскую восьмилетку меня отдавать не хотели, возить в предыдущую школу было далеко. Меня это, в принципе, устроило". В третьем классе с Асей еще занималась бабушка, а потом она училась сама — несистемно: играла в компьютерные игры, занималась хозяйством, нянчила младших детей, а хотела — сидела с учебниками. "А общения нам хватало с головой", — говорит Ася. — Не со случайно созданным коллективом одноклассников, а с теми людьми, кто был мне интересен", — вспоминает Ася.

"Когда друзья моих детей узнавали, что они не ходят в школу, с восторгом рассказывали своим родителям, что, оказывается, это возможно! Те родители объясняли, что это только для "некоторых", а ты "нормальный", поэтому забудь об этом", — рассказывает мама Ксения. Но позже именно она настояла, чтобы дочь... училась в медицинском вузе. Мол, чтобы доказать, что "анскулерство" — не значит пустая голова. И Ася поступила! Но лишь для мамы: "Мне всю жизнь прививали скепсис по отношению к образованию, а тут — такое! Я была к вузу не готова, открывала для себя усталость и недосып, укладывание в голове блока информации отнимало у меня больше времени и сил, чем у однокурсников".

Но факт остается фактом — Ася состоялась и как профессионал, и как личность. "Мое интеллектуальное развитие случилось не благодаря, а вопреки маминой образовательной системе". Правда, на вопрос, жалеет ли, что все так случилось, Ася, не задумываясь, выпаливает: "Регулярно. Я не говорю, что знания получить можно только в школе, просто если решаться на "хоумскулинг", то нельзя пускать все на самотек, как это делают "анскулеры". Моя мама как истинный сподвижник этого движения до сих пор считает, что если ребенку что-то интересно, он узнает сам. Но ей повезло со мной и с Витей — мы любознательные от природы, а вот младших жалко — они так и останутся посредственностями. Ведь если поручать все биологической мотивации — биологический объект и вырастет. Ему будет тяжело среди людей".

Реклама

"ЖАЛЕЮ, ЧТО БЫЛИ УРОКИ"

"В 90-е мы с мужем оба потеряли работу, снимать с маленьким ребенком квартиру стало не по карману. Тогда мы наскребли денег на участок и уехали в деревню", — рассказывает экс-харьковчанка Наталья Фоменко. Когда ее дочь Наташа собиралась в школу, она серьезно задумалась: надо ли это ребенку вообще: "Моя мама Светлана Викторовна — завуч одной из лучших школ Харькова. Когда я спросила, скольким учителям она доверила бы внучку, то получила ответ: "Трем". И это несмотря на то, что моя мама за школьное образование! Окончательно я приняла решение, когда услышала, как будущая одноклассница моей дочери "профессионально" выматерила продавщицу в магазине ни за что ни про что!"

Сама Наталья утверждает, что всему, что она умеет, ее научила жизнь: "Я была круглой отличницей, ни разу школу не прогуляла! Сейчас очень жалею о том, что не бегала с уроков, чтобы сходить с мальчиком в кино. Был бы у меня такой опыт, я бы не обжигалась столько раз впоследствии". Поэтому своих детей она решила учить только тому, что им пригодится в жизни: "Историю мы решили свести к минимуму: власть ее переписывает просто у нас на глазах! За нее пускай хоть тройки будут. То же самое касается и других предметов. А вот английскому, физике с ботаникой, почвоведению мы уделяем много времени: 10-летняя дочка хочет быть, как и я, ландшафтным дизайнером, 7-летний сын — строителем, так что эти предметы им точно пригодятся". Все это можно было бы изучать и в школе, но Фоменко объясняют: "Мы сторонники активного образа жизни, так что за учебниками дети сидят не больше 3—4 часов в день. И все успевают: в классе же учителю нужно уделить внимание всем детям, а ваше чадо просто сидит и слушает". Чтобы и детей уберечь, и против Минобразования не идти, Фоменко решились на экстернат. "Во-первых, до остановки автобуса — 2,5 километра, а во-вторых, у наших детей нет прививок. Дочке однажды с вакциной занесли такую болячку, что еле спасли ее. Заставить прививаться нас никто не может, а отсутствие прививок в вопросе экстерната нам даже на руку", — рассказывает муж Наташи Георгий. "Для оформления экстерната я принесла директору заявление с причинами, по которым мы не можем ходить в школу. По закону он обязан рассмотреть его на педсовете и принять решение. Потом моих ребят протестируют на способность ходить в заявленные классы — 5-й и 1-й", — делится опытом Наталья.

Реклама

К слову, в столице для экстернатников создали целую школу, в остальных регионах можно обратиться в любую общеобразовательную. "Наша дочь так уже училась — в школе, где, как я уже сказала, моя мама завуч. Но в этом году она вышла на пенсию, так что пытаемся оформить ребят в нашу сельскую. Пока что директор против — в деревне дети нужны для количества. Вот и пытаются с нами бороться", — рассказывает Георгий.

К вопросу о социальной адаптации мои собеседники, кажется, были готовы: "Когда мы сюда переехали, детей в округе не было. И я поняла, что мой план с домашним образованием рушится, — вспоминает Наталья. — Тогда я решила взять ситуацию в свои руки — дала объявления в интернет, что в нашей деревне продаются пустующие дома. И помогла переехать новым соседям, среди которых оказались и дети одного с моими чадами возраста. К тому же у нас всегда много гостей: студентов, иностранцев, физиков, художников. Так что дети наши научились общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми".

Супруги утверждают, что так оберегают детей от негативных влияний: "Шишки, правда, рано или поздно они набьют, узнают, какими люди бывают неискренними и жестокими. Да, это будет болезненный опыт, но самое главное — они не станут воспринимать это все как норму жизни", — уверена Наталья.

ЭКОПОСЕЛЕНЦЫ: "ШКОЛА ЗОМБИРУЕТ РЕБЕНКА НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ"

А вот экопоселенцы (так называют себя те, кто променял квартиру на деревенский дом и стал жить без телефонов, света и интернета) — "анскулеры" до мозга костей. Например, жители поселения Ромашки под Киевом Ольга и Петр Раевские к традиционному образованию беспощадны: "Детсад и школа уничтожают личность. А если дети хотят чему-то научиться — они это сделают сами, — считает Петр. — И таким способом из поколения в поколение будут передаваться только необходимые знания. Вот, например, мое образование здесь, где я впервые почувствовал себя человеком, совсем ничего не значит. Наоборот, я обнаружил, что не умею необходимого: лепить из глины и вырезать ложки, и открыл в себе эти таланты только сейчас". А Ольга добавляет: "Я не пыталась специально учить 4-летнюю Улянку считать, но она играется камешками и сама начинает их считать, я — только помогаю. А еще рисуем — папа делает эскизы простым карандашом, а мы с дочкой разукрашиваем".

Ушли Оля и Петр от цивилизации в 2004 году и назад, в город, не собираются. Смысл жизни, по их мнению, не в том, чтобы позволить себе золотой унитаз, а в том, чтобы жить в гармонии с природой и не вредить окружающей среде. А для этого образование не нужно вовсе. Поэтому даже "для галочки", на экстернат, Улянку они отдавать не собираются: "Зачем подстраиваться под систему? Аттестат нам уж точно не нужен. Кое-чему мы будем учить ее сами, чего не будем знать — спросим на совместных встречах в поселении. Нужно учиться непрерывно, вместе — детям и взрослым", — говорит Ольга. А Петр добавляет: "Главное — научиться учиться, познавать и творить. Если человек это умеет — он не пропадет. Ведь сколько вокруг информации, а умеют ею пользоваться — единицы". Вариант, что их дочь когда-нибудь захочет вернуться к цивилизации, супруги даже не рассматривают: "Не думаем, что ей когда-нибудь этого захочется, даже сейчас она в город ездит через силу. А если что, то корочку ведь можно получить в любом возрасте — она сама решит, идти в школу или нет".

ШЕФ — И БЕЗ ШКОЛЫ

У 23-летнего сына Ларисы Усович Андрея до сих пор нет среднего образования. И несмотря на это, он уже дослужился до шеф-повара! "Моего сына в 6 классе стала гнобить (в прямом смысле этого слова) директор школы, хотя учился он хорошо и не прогуливал, — рассказывает Лариса. — Беда Андрея была в том, что он отказывался носить школьную форму. Изо дня в день в телефонной трубке раздавался голос: "Приезжайте и переодевайте его!" В другую школу он не пошел, потому что и учителя, и одноклассники ему нравились. Поэтому когда в 9 классе его терпение лопнуло, он стал прогуливать — оставался дома и готовил". "В конце учебы я с трудом сдал экзамены. Но все вокруг повторяли: "Получи хотя бы среднее образование!" Поэтому после 9 класса я пошел в техникум — учиться на верстальщика. Но мне не нравилось учиться. Я ходил туда лишь бы ходить, — вспоминает Андрей. — А на лето я поехал в Сочи подработать. Мыл посуду, узнавал основы кулинарии. Мне всегда хотелось готовить, но вроде как не мужское это дело... А потом решил: живу один раз и для себя". По возвращении в Киев парень пошел устраиваться на "кулинарную" работу: "Портить репутацию фастфудами не хотелось, и я — прямиком в открывающийся элитный ресторан. Сказал, что работал все лето в Сочи. Документов, подтверждающих это, не было. Но я был настойчив, и меня таки взяли поваренком — за 5 лет я стал шефом". "Время от времени Андрей мне обещает, что школу закончит. Но, увы", — мама парня все же за корочку. Соцслужбы парню уже не грозят, поскольку следят за тем, чтобы у детей были хотя бы аттестаты о 9 классе. А у Андрея он есть.

ЗНАМЕНИТЫЕ УКРАИНЦЫ О ТОМ, ЧТО ИМ ДАЛА ШКОЛА И ЧТО СЛУЧИЛОСЬ БЫ, НЕ БУДЬ ЕЕ

"ПОД МАТЕМАТИКОЙ ЧИТАЛА ФРАНКО"

"Если не будет школы, не будет чего прогуливать, — смеется дизайнер Оксана Караванская. — А я это делала постоянно. Иногда сидела с Франко, прикрыв книгу математикой. И при этом была почти отличницей — картину портила только "3" по математике. Но, останься я дома, лентяйничала бы целый день, смотрела бы телевизор и тем бы, кто я есть, не стала. Потому до 15 лет ребенок в школу ходить должен".

"Я ОБОЖАЛ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ, ЭТО БЫЛО МОИМ ХОББИ"

А вот Игорь Кондратюк — фанат традиционного образования: "Я любил ходить на уроки, как мои одноклассники любили ходить в футбольную секцию. Я был отличником, и язык ничуть не мешал мне заниматься точными науками. А вот для общения полезнее были кружки по интересам, чем уроки. Никто из одноклассников не любил ни астрономии, ни физики. Единомышленников я находил на факультативах".

СМОТРИТЕ ДЕТАЛЬНЕЕ

"АНСКУЛ" — ТОЛЬКО В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ

"Если ребенок не уживается с детьми, не насилуйте его психику и учитесь дома. То же касается чада, которое пишет гениальную музыку, но не имеет математической логики. Только помните: может, эти способности не навсегда, — считает психолог Татьяна Михеенко. — Кружки школу не заменят — это узкий круг единомышленников, а значит, полного социального опыта с ссорами, недоразумениями, из которых надо уметь выходить, ребенок не получит. А столкнувшись с негативом потом, может и сломаться. Позитивные примеры в данном случае — исключение".

РОДИТЕЛЕЙ МОГУТ ЛИШИТЬ ПРАВ ЗА ЭТО

"Если не учить ребенка хотя бы дома, вас могут лишить родительских прав. Лучше — учеба экстерном. Класс ребенка, не ходившего в школу, определит соцслужба по делам детей с помощью спецтестов: уровень знаний должен отвечать возрасту ребенка и школьной программе, утвержденной Минобразования. Сроки, в которые должно лопнуть терпение службы, если вы не учите сами, и не отдаете в экстернат, законом не оговорены. Поэтому прав могут лишить как через долгое время, так и быстро", — говорит начальник управления образования Киева Лилия Гриневич.

"СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ О ХМЕЛЬНИЦКОМ"

"А вдруг меня в интервью о Богдане Хмельницком спросят, — защищает системное образование певица Алина Гроссу, — а я ответить не смогу? В школу ходить надо!" В Эстрадно-цирковой академии она бывает каждый день, в школе появлялась реже: "Я даже прошу преподавателей, чтобы они были со мной пожестче, — уверяет Алина. — Но, если бы по какой-то причине в школу я не ходила, сама смогла бы заставить себя учиться".

Прикрепленный файл:

ludi.jpg