Обмен пленными: "Слушали радио и ждали расстрела"

29 декабря 2014, 07:55
Освобожденные — о "вытрезвителе" для местных, угрозах и шутках боевиков

Из плена. Боевики освободили 154 человека, но оставили у себя еще 500 мужчин. Фото AFP

В минувшую пятницу с Донбасса поступили по-настоящему хорошие новости: на блокпосту под Ясиноватой между украинской властью и самопровозглашенными "ДНР" и "ЛНР" произошел крупный обмен пленными. Из заточения боевиков было освобождено 154 человека, взамен "республики" получили 222 своих сторонников, которые были арестованы нашими силовиками за сепаратизм. "Сегодня" узнала, когда могут получить свободу еще 500 человек, остающихся в плену, и, разыскав счастливых освобожденных, выяснила о жизни в заключении.

"ШУТНИКИ". Общественный деятель Роман Черемский попал в плен 16 августа и пробыл там 49 дней. "В составе группы журналистов я поехал на микроавтобусе в Краснодон освещать освобождение двух человек из плена "ЛНР". Но на первом же блокпосту нас встретили боевики и сразу же "приняли". Машину, телефоны и вещи забрали, меня закрыли в подвале и начали выяснять, не диверсант ли я", — рассказал нам Роман.

Реклама

По словам экс-пленника, у него были сносные условия содержания. "Сначала я сидел в камере в Ровеньках. Это был то ли гараж, то ли мастерская. Спал я на полу, мне кинули какие-то вещи, их я и постелил себе вместо матраца. Потом меня перевезли в Луганск и там уже держали в подвале. В камере вместе со мной сидели и местные жители, которых задержали за нарушение комендантского часа, пьянку. Иногда выводили на работы: убрать территорию, что-то помочь приготовить на кухне. Мыслей о побеге не было, ведь меня стерегли автоматчики, и если побежишь — начнут стрелять, и хорошо, если попадут по ногам, а если в голову…" — рассказывает Черемский.

Бывшие пленники боевиков в основном говорят, что их не пытали, но постоянно давили психологически, что порой даже хуже. "Например, раз по пять в день тебя водят на допросы, но при этом говорят, что сейчас выведут и расстреляют. Вот такая "шутка" у них. Но я точно не воспринимал это как юмор, — вспоминает Роман. — На допросах постоянно спрашивали, где расположены военные объекты, блокпосты, но это был больше психологический прессинг, чем реальное желание чего-то от меня добиться".

А вот полтавчанин Виталий был призван в ВСУ по мобилизации, однако вместо своей военной части попал в застенки донецкого "СБУ" и пробыл в плену два месяца. "Я ехал к расположению части на автобусе и ночью в районе Ясиноватой нас остановила неизвестная машина, всех вывели из автобуса и стали проверять документы. У меня полтавская прописка, поэтому сразу забрали и повезли в Донецк в подвал их "СБУ", — рассказал экс-пленник. За эти два месяца Виталий натерпелся угроз, допросов и давления. "Я находился под дулом автомата, и постоянно шли разговоры о том, что меня нужно расстрелять. Были допросы, которые они записывали на камеру, — рассказал полтавчанин. — Ничего о внешнем мире я не знал, было только радио, которое я жадно слушал в надежде услышать хоть какие-то новости об обмене пленными". Новость об освобождении застала Виталия на работах — их заставляли убирать территорию. "Конвою, который нас охранял, кто-то позвонил и сказал привезти нас для обмена. Чувства в этот момент были смешанные. Такие "обмены" уже были: нас сажали в автобус, везли, а потом возвращали обратно. Радость была, но я понимал, что шансы на освобождение — минимальные".

Реклама

Вернут всех. По инфор­ма­­ции главы Цент­­ра освобождения военнопленных Владимира Рубана, в плену боевиков остаются около 500 украинцев. В СБУ "Се­­год­­ня" сказали, что списки уточ­­ня­­ют­­ся: "Работа будет продол­­жать­­ся до того момента, пока последний за­­лож­­ник не будет возвращен до­­мой", — сказала спикер СБУ Еле­­на Гитлянская.