Обратная сторона красивой профессии: откровения стюрдессы, режиссера и фотографа

16 декабря 2018, 01:30
Стюардессы спят днем, дизайнеры тонут в цифрах, а фотографы надрывают спины техникой

Фото: Т. Шпарага

Когда смотришь на фотографов, объездивших весь мир, или телевизионщиков, которых узнают на улицах, думается, что их жизнь — сплошной праздник. Но даже у красивой внешне профессии есть своя некрасивая изнанка. У наших героев — дизайнера компьютерных игр, художника, стюардессы, режиссера и фотографа — благодаря работе даже проявились сверхспособности. Кто-то сутки не спит ради керамической плитки. Кто-то взбирается на вершину небоскреба, преодолевая свои страхи. Кто-то умудряется выжить в трущобах с дорогущей телекамерой, чтобы поднять рейтинг шоу... Именно у этих людей мы выясняли, какие темные стороны есть у красивой работы.

Стюардесса: дружба за 15 минут

После окончания университета киевлянке Тане Шпараге хотелось исследовать мир. Многие из ее друзей улетали в Китай и Эмираты, тем самым вдохновив ее на перемены в жизни. Сейчас она живет в Дубае и работает стюардессой в национальной авиакомпании "Этихад".

Реклама

"Это профессия однозначно не для тех, кто любит размеренный образ жизни, — уверена Таня. — Хоть в расписание полетов четко по плану, график бортпроводников непредсказуемый. Иногда просыпаешься утром в Абу-Даби, засыпаешь уже где-то в Америке, а еще через два дня летишь всю ночь над Индией и Пакистаном. С такой работой что-то планировать — просто бессмысленно.

Каждый рейс у меня новая команда, иногда почти все — люди, которых я раньше никогда не видела. "Этихад" — это мультинациональная компания. Я летаю с ребятами из Китая, Индии, Бразилии, Японии, Марокко, и этот список можно продолжать. За очень короткое время планерки, иногда это 15 минут, к каждому нужно найти свой подход, чтобы стать сплоченным коллективом. Иногда это непросто. У нас много культурных различий: одни любят "мерзнуть" в 17—18 градусах, другие воспринимают как оскорбление жест "класс" (палец вверх). Филиппинцы готовят очень плохо пахнущую еду, а сербы громко и эмоционально разговаривают.

У меня бывает очень много ночных рейсов, так что днем я отсыпаюсь. Когда много перелетов в неделю, я становлюсь очень раздражительной. Иногда меня одолевает ностальгия: тогда я могу посмотреть несколько выпусков "Холостяка" подряд и "зажечь" под хиты Аллегровой, превратив комнату в танцпол. Привилегия стюардесс — большие скидки на билеты, потому на длительные выходные снова отправляюсь в путешествие. Например — в Европу, чтобы прогуляться за пределами аэропорта".

Иногда решение о поездке настолько спонтанное, что Таня покупает билет, лишь выходя из дома. Быстро запрыгивает в такси, за рулем которого может оказаться чернокожая женщина в хиджабе, и кричит: "Дави на педали!".

На борту. Каждый рейс — новая команда!

Реклама

Режиссер: стрельба, вуду и раздевание

Женю Синельникова, режиссера "Орла и решки", знают все поклонники шоу. Казалось бы — здорово, когда узнают на улице, а ты объездил полмира, еще и деньги за это получил. Но все не так просто: первое, чему учит эта красивая профессия — стрессоустойчивости.

"Бывали ситуации, когда оператор случайно отформатировал карточку со всеми видео, и вся съемка за тот период была утеряна. Или и вовсе исчез в другой стране на два дня, — говорит Женя. — Или когда ведущий сломал бедро или отравился... Поначалу это конечно вызывало шок, но со временем привыкаешь и решаешь разные, прежде нерешаемые ситуации. Было и по-настоящему страшно. Например, на Ямайке дружелюбные люди вдруг становились очень агрессивными, когда видели камеру. Женщина даже бросалась на оператора с ножом! В культе вуду считается, что фотоаппарат ворует душу. А нам ведь все это нужно отснять, чтобы зритель поверил! Бывали случаи, что нас в трущобах ловили полицейские и вывозили за пределы опасных районов, а мы благодарили — и тайком пробирались обратно...

Перезагрузка. Съемочная группа в аэропорту столицы Никарагуа. Фото: пресс-служба телеканала "Интер"

Реклама

Не всегда вооруженная охрана может помочь. В трущобах Йоханнесбурга (ЮАР) местный гид настоял, чтобы мы не нанимали секьюрити: в этом районе полицейских могут убить просто так, а люди с оружием могут спровоцировать местных. Мы послушались и чудесно провели съемку в районе, где никогда раньше не видели белых. Пообщались с бабушками, нас даже научили, как избегать воров! Вообще, большинство проблем можно решить разговором и дружелюбным отношением. Хотя в некоторых местах это не помогало: в нас стреляли, нам приходилось убегать. Мы много повидали и перестали бояться. Впервые я понял, что это может плохо кончиться, когда местный таксист на большой черной машине остановился в 500 метрах от нужного нам клуба и не захотел нас дожидаться. Поставил нас перед фактом: мы либо выходим, либо едем обратно. Вот тогда стало действительно стремно. Мы не вышли.
Работая в подобной программе, нужно быть готовым абсолютно ко всему. Но это не обязательно связано с угрозой для жизни. Например, в Берлине, чтобы провести съемку в клубе, всей команде пришлось... раздеться. На что только не идешь в охоте за кадром! Даже негативный резонанс, как в случае с поеданием собак в Корее, в нашей передаче можно считать успехом".

Евгений умеет мотивировать. Фото: @orelireshka_official

Художник: от икон до бетона

Киевлянин Вадим Артеменко считает, что нет неразрешимых проблем. В студенческие годы он подрабатывал, реставрируя иконы и картины соцреализма. Сегодня он вместе с командой организовал мастерскую С.I.form, которая выполняет заказы известных столичных и зарубежных заведений.

"Через некоторое время после поступления в Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры однокурсник предложил мне подработку, — вспоминает Вадим. — Иногда приходилось работать в подвалах и неотапливаемых помещениях, но поток заказов, которые мы получали от антикваров по сарафанному радио, обязывал готовить работу вовремя. На 4-м курсе мой знакомый из архитектурного факультета обратился за помощью. Я тогда изучал сферу промышленного дизайна, а он работал на прогрессивную дизайнерскую компанию. Нам поручили изготовить кухонный фартук с золотой фактурой и 750 фрагментов декоративной плитки, расписанной вручную. Нужно было выполнить работу так, чтобы было и красиво, и удобно в повседневном использовании. Мы сами изготавливали кажду плитку, расписывали акварелью и покрывали кракелюрным лаком. Первый образец мы сделали "под таймер", и оказалось, на одну плитку уходит 15 минут. Посчитав, сколько времени нам потребуется, чтобы закончить работу, я понял: мы никак не сможем выполнить ее в назначенный срок. Тогда мы достали свой главый козырь. Еще на первом курсе мы поняли, что в сутках не только восемь рабочих часов. Их может быть 24! Именно в тот период у нас началась сессия. Поэтому день мы проводили в Академии, а с вечера до утра работали в мастерской. Спали в дороге и по воскресеньям. Тогда мы выучили рецепты всех кофеиновых коктейлей.

В мастерской. С детства Вадим рисовал на всем подряд. Фото: из архива В. Артеменко

Тот проект мы закончили себе в убыток, потому что много экспериментировали над тем, как сделать материал водонепроницаемым. За счет того, что каждая плиточка изготавливалась отдельно, мы даже нарисовали карту, как собрать общий узор вручную. Я никогда не забуду восторг на лицах специалистов дизайнерской компании. Это стало лучшей наградой за выполненную работу! Ощущение, что все удалось, нас очень мотивировало и придало уверенности. Через некоторое время нам предложили создать сложную конструкцию из бетона. Сейчас мы очень часто работаем с этим материалом. Так что я уж точно не изнеженный "мастер кисти и красок" и не боюсь испачкаться".

На фоне своей работы. Фото: из архива В. Артеменко

Дизайнер игр: смета для героя

Александру Шиманскому — 29 лет. У него два высших образования: лингвистическое и экономическое. Но 5 лет назад Саша решил воплотить свою мечту детства и стать дизайнером игр.

"Было немного страшно так кардинально все поменять, — признается Саша. — Я начал работать, будучи студентом, у меня было много достижений. Пару лет я даже успел поработать в банке. Сменить сферу деятельности меня мотивировал бывший одногруппник, который без опыта работы попал в компанию, создающую игры для смартфонов.

Многие приходят в эту сферу с иллюзией, что работа будет похожа на развлечение. На самом деле 80% времени занимает рутина: создание сценария, рассчет сметы компьютерного персонажа, коммуникация с художниками и программистами. Только кажется, что ты сможешь воплотить любую идею. А по факту нужно исходить из технических возможностей. Кроме этого, дизайнер игр должен учитывать интересы компании, прибыль которой приносят микроплатежи пользователей и тенденции спроса. Но никто не застрахован от ошибок. Самый грандиозный провал случился, когда я работал над игрой жанра "Ферма" для социальных сетей.

Неправильно просчитав баланс внутри самой игры, я создал инфляцию игровой валюты — игроки начали получать ее в таком количестве, что это рушило экономическую систему игры. С тех пор я научился организовывать свой процесс так, чтобы на любом, даже черновом этапе все было понятно для любого участника проекта. Я много времени трачу на освоение технической стороны создания игр. Сейчас спросом пользуются универсальные специалисты".

Конференция. Участники тестируют игру для смартфона. Фото: А. Шиманский

Фотограф: стрижка и недосып ради успеха

26-летняя Тина Соколовская уже 10 лет работает фотографом, из которых последние три буквально "живет на чемоданах". В общей сложности в Украине она проводит не больше месяца, остальное время организовывает фотосъемки в разных странах мира от Америки до Эмиратов.

"Когда люди видят фотографии в красивых местах, они думают, какая легкая и красивая у меня жизнь, но это не так, — говорит Тина. — Каждый день, просыпаясь утром, я делаю выбор. Например, если бы я не отложила возвращение в Украину, улетев в Лос-Анжелес, я бы не попала на съемку в дом миллионера Джеймса Гольдштейна, куда меня спонтанно пригласила подруга. Сейчас я экономлю на всем — даже вместо нового смартфона предпочитаю купить фотооборудование. А путешествуя, стараюсь остановиться у друзей. Бывали дни, когда не было даже двух гривен на проезд! А в этом году я организовала собственную выставку в Нью-Йорке. Это была мечта, которую я очень хотела осуществить, и искала возможности. Летала в Штаты, знакомилась с художниками, которые выставляют свои работы в галереях, советовалась, как выбрать помещение. Этим летом я увидела со скидкой билеты в Нью-Йорк на сентябрь — и, не раздумывая, купила их, твердо решив, что проведу выставку в сентябре. У меня было всего два месяца на подготовку. Мне помогли новые знакомые из Нью-Йорка.

Уверенно покоряет Америку. Фото: из архива Т. Соколовской

Очень важно понимать, чем вы готовы пожертвовать ради успеха. Из-за тяжелой съемочной аппаратуры у меня постоянные боли в спине. Пришлось обрезать волосы, которые испортились от постоянной смены воды. Но у меня нет времени болеть. Иногда нет возможности и поспать. Перед тем, как уходить с 8-часовой работы "на дядю", нужно себя спросить: сможешь ли ты работать на себя 15 часов в сутки каждый день? Чем ты готов пожертвовать ради этого?".

Чего не сделаешь ради кадра. Фото: из архива Т. Соколовской