Одесские автолюбители за ямы на дорогах идут в суд

24 марта 2011, 11:32
Также обращаются в ГАИ с просьбой наказать коммунальщиков за ухабы

Угол Малиновского. Та самая яма, в которую Денис угодил на своей «восьмерке». Фото 4road.net

Одесские автолюбители все реже закрывают глаза на плохое состояние дорог города, особенно если ямы и колдобины, с избытком покрывшие транспортные артерии после снежной зимы, становятся причинами ДТП и материального ущерба. Одессит Денис, например, на днях сильно повредил свою "восьмерку" возле Горбатого моста. По его словам, ремонт машины потянет минимум на 2 тыс. грн. "Попал в яму правым колесом, порвал резину, — рассказывает мужчина. — Поехал на шиномонтаж, где выяснилось, что, кроме проблем с колесом, еще потекла стойка и требуется замена рулевого наконечника".

Сейчас водитель намерен добиться компенсации потраченных на восстановление авто денег, но как лучше это сделать, не знает. Чаще всего в подобных ситуациях пострадавшие идут в суды, но, увы, не всегда результативно. Так, согласно Единому госреестру судебных решений, в 2010—2011-м годах владельцы поврежденных машин выиграли у КП "Городские дороги" два дела. По первому предприятие обязали выплатить истцу 8,4 тыс. грн. По второму — 10,9 тыс., но на пару с "Инфоксводоканалом" — машина угодила колесом в открытый водопроводный люк.

Реклама

Кстати, по словам и. о. начальника горуправления дорожного хозяйства Сергея Подгайного, из-за люков происходит куда больше аварий, чем из-за ям. Но в подавляющем большинстве случаев суды отказывались даже принимать иски: то документы были неправильно оформлены, то происшествие зафиксировали не так, как надо. К примеру, пострадавший, вызвав на место ДТП представителя ГАИ, забыл пригласить сотрудников "Городских дорог". Или не сфотографировал яму, а ее через пару дней уже "залатали".

Еще, по словам юриста Александра Иванова, водителю на суде нужно доказать причинно-следственную связь между ямой и повреждениями машины, а также наличие умысла или халатности со стороны работников дорожной службы. И далеко не всегда это удается. Но даже если круги судебного ада пройдены успешно и вынесен вердикт, коммунальщики обязательно его обжалуют, ведь лишних денег у них нет. В итоге, говорит правовед, процесс может затянуться на годы.

"Далеко не всегда игра стоит свеч: скажем, поломка потянула на 150 грн., а только необходимая для суда техническая экспертиза будет стоить 1500 грн. Многие, взвесив все за и против, просто отказываются от идеи судиться", — утверждает Сергей Дубенко, руководитель общественного портала 4road (сайт для автолюбителей, которые могут оставить здесь жалобу о состоянии дорог, и документ перенаправят в нужные службы. — Авт.), добавляя, что его организация сейчас внедряет более простой вариант воздействия на дорожные службы. Через ГАИ. Оказывается, законы "О милиции" и "О дорожном движении" наделяют гаишников интересными полномочиями — так, те обязаны контролировать техническое состояние и чистоту на дорогах.

Реклама

Согласно Кодексу об админправонарушениях, инспектор ГАИ может оштрафовать главу дорожной службы от 255 до 1360 грн. А в случае аварийной обстановки, связанной с плохим дорожным покрытием, повреждения транспортного средства или груза, дорожнику светит админарест до 10 суток. "На этой неделе мы направили уже две пробные жалобы по поводу ям. Адресаты — начальники областной и городской ГАИ. Теперь ждем ответа. Если реакция будет, и мы таким образом накажем нерадивых чиновников, то на нашем сайте появится возможность автоматически составить такую жалобу", — заявил Дубенко.

Правда, таким образом можно добиться лишь морального удовлетворения — денежных компенсаций ГАИ для пострадавшего не выбьет. Зато жаловаться на плохие дороги имеет право любой гражданин, вне зависимости от того, пострадал ли он из-за ям-ухабов или нет; есть ли у него личное авто или пока "железный конь" только в проекте. Начальник службы дорожного надзора облГАИ Владимир Литвяк подтвердил, что его подразделение охотно принимает такую информацию от людей. "Но мы контролируем ситуацию и без жалоб населения. С начала года мы вынесли 928 предписаний об устранении нарушений и составили 370 админпротоколов о наложении штрафов. Речь идет о десятках тысяч гривен", — сказал офицер.

На авто, пострадавшие от деревьев, — 7 тыс.

Реклама

Более успешными оказались судебные войны автовладельцев с КП "Горзелентрест" — из-за упавших на машины деревьев. Мы насчитали в Госреестре больше 10 выигранных в 2010—2011-м дел. В среднем за покореженное в результате падения акации авто суд назначает 7—8 тыс. грн. возмещения ущерба. Максимальная компенсация была за пострадавший джип "Тойота" — 70 тыс. грн.! И. о. главы "Зелентреста" Владимир Хрома сообщил нам, что почти все вердикты, вынесенные не в его пользу, КП обжаловало в вышестоящих инстанциях: "Мы не можем позволить себе выплачивать компенсации. Сейчас — по решению суда — мы платим только одному водителю 7 тыс. грн., и то договорились с ним о рассрочке на 10 месяцев". По словам Хромы, КП отвечает только за первую линию деревьев (от дороги), а также за парки и скверы. Если на авто упало дерево во дворе, то надо обращаться в ЖКС.