Одесские ромы продавали односельчан в рабство, а при задержании обещали "озолотить" милицию

17 апреля 2008, 16:45
Наших сограждан, обманным путем загнанных в рабство на территории России, морили голодом, заставляли работать по 15 часов в сутки и избивали за малейшее непослушание. С некоторыми взрослыми находились и дети, которых не с кем было оставить дома.

Село, где вербовали "рабсилу". Фото Л. Воронковой

Реклама

Одесские правоохранители задержали группу лиц ромской национальности (в просторечии цыган, но они часто обижаются, если их зовут так, потому будем именовать ромами), подозреваемых в организации работорговли. "Сегодня" узнала шокирующие подробности рабской жизни.

Еще в 2002-м году жители Татарбунарского района Одесской области обратились в милицию с заявлением, что их использовали как рабов за пределами Украины односельчане-ромы. Заявления приняли, но где искать новоявленных "рабовладельцев", было неизвестно — подозреваемые ромы куда-то исчезли. Да, если честно, не сильно и старалась милиция, следствие двигалось еле-еле... Но в начале марта нынешнего года сотрудники Управления по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, получили оперативную информацию, что те самые ромы опять появились в своих селах — возможно, снова решили "торгануть" земляками. Бизнес этот сводился к следующему. Братья, их тетка да пара помощников нагло обманывали сельчан, находящихся в очень бедственном положении и готовых хоть как-то подзаработать на пропитание. Им рисовали заманчивые перспективы, предлагали месяц-другой потрудиться в соседней области (некоторым — даже в соседнем районе), например, на прополке свеклы. Причем, с питанием и жалованьем от $150 до 250 "зеленых" в месяц. Желающих, понятно, было достаточно. Каким был этот "рай", "Сегодня" рассказали потерпевшие.

"МЫ НЕ РАБЫ, НО ИМИ БЫЛИ". Жертвы были из двух сел Татарбунарского района — Траповки и Прилиманского. Там же жили их эксплуататоры, хотя прописаны были в Белгороде-Днестровском. Одна из потерпевших, Ольга, несколько лет назад работала учительницей, потом ее сократили. Женщине, которой чуть больше сорока, хоть с протянутой рукой идти...

Реклама

Другая невольница, Мария, всегда работала, как говорится, "на подхвате". Но на нормальную жизнь в прежние времена хватало. А вот в последние годы стало совсем невмоготу. Когда предложили "поработать на свекле", и Ольга с Марией и еще более 40 человек согласились с радостью. Обещали ведь золотые горы...

Посадили кого в автобус, кого на поезд (никто даже и не обратил внимания, на какой — "старший" ведь был с ними!), для покупки билетов собрали паспорта и поехали. Только на границе стали выяснять, куда путь держат. Оказалось, в Орловскую область РФ!

Там, в чистом поле, поселили в какие-то наспех сколоченные бараки — щели в полу, в дверях, на "дыры", именуемые окнами, натянута целлофановая пленка. Все кучей — мужчины, женщины, дети. Туалета нет, воды нет, свет — две тусклые лампочки, одна розетка на всех, как говорят, "полтора кипятильника", прихваченные запасливыми работягами. Вместо кроватей — даже не нары, а положенные на пол кирпичи, сверху матрас и подобие постельного белья. На работу поднимали в 5 утра, и в поля — на прополку свеклы, до 22.00, а то и позже. Объяснили: как только свои два поля приведут в порядок, так и уедут. А ветер и дождь всю работу по прополке "молоднячка" сводили на нет. И утром все предстояло начинать заново. Кормили раз в день — отходами от хозяйской еды.

Реклама

— Сами котлеты лопали, — возмущается Мария, — а нам отбросы всякие да гнилье давали. Чуть что — по физиономии...

Недалеко от полей, близ села, в котором предприимчивый ром из Молдовы арендовал землю (куда и привозили ему "рабов"), находился скотомогильник. Как только туда оттащат "свеженький труп" какой животины — его забирали и пускали на еду своим работягам. С поля те возвращались полумертвыми, ели что давали — кушать-то хочется. Помыться — только в озере поблизости. И все это под пристальной охраной надзирателей. Кто пытался бежать, догоняли, избивали до полусмерти и снова гнали на работу. Если кто не мог подняться — из-за болезни ли, от бессилия, — давали день на "отлежку" (ни о каких лекарствах речи не было), а поутру опять на смену, хоть ползком.

Когда пришло время избавляться от работничков, "хозяева" сообщили, что много денег потратили на их проезд и содержание, выдав всего по 1000 российских рублей (примерно 200 грн) на обратную дорогу. Загрузили в самосвал, как дрова, довезли до станции, чтобы по дороге никому не пожаловались, и — прощайте!

Не верили, что живыми домой добрались. Хотя ходят слухи, что одна девочка-подросток там, на полях, умерла. Причина неизвестна, и сельчане не могли прояснить ситуацию. Выяснением обстоятельств активно занялось следствие. Пока находится в розыске "рабовладелец", "хозяин" тех полей, взятых в аренду у российского сельсовета. А четверых цыган, обвиняемых в торговле людьми, задержали.

Как сообщил "Сегодня" начальник Управления подполковник милиции Эдуард Соловьев, уголовное дело возбуждено по статье 149-й, части 2 УК Украины, санкция которой предусматривает лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества или без нее. Один из "рабовладельцев" содержится в Одесском СИЗО, трое на подписке о невыезде. Следствие продолжается, а бывшие рабы клянутся, что больше никогда ни на какие посулы не купятся...

ОПЕРОВ СУЛИЛИ "ОЗОЛОТИТЬ". Пока оперативники будили 42-летнего Ивана, из дома безуспешно пытался улизнуть самый младший в группе, 25-летний Алексей. В первые же минуты к сельсовету, кроме машины с "Беркутом", где находились двое задержанных ромов, подъехал автомобиль с их соплеменниками. Уговаривали отпустить, предлагая оперов "озолотить", и посмеивались, мол, все это ерунда, не за что задерживать — много воды утекло. А когда милиция приехала в Татарбунары, ее там тоже поджидали "ходатаи". Впрочем, двум из них тут же предложили пройти в отделение, где объявили, что в работорговле обвиняются и они...