Охотники на браконьеров – всегда начеку

29 мая 2007, 21:24
Корреспондент "Сегодня полетал над Черным морем на пограничном самолете и узнал тайну корабля охраны "Аметист"

Морская граница Украины — 1053 километра, это — длина береговой линии вдоль территориальных вод. Ширина границы — 12 морских миль (22,2 км). В канун профессионального праздника "зеленых фуражек", — Дня пограничника, который празднуют в конце мая, — корреспондент "Сегодня" вылетел с пограничными летчиками в море на патрулирование.

ПОПИСАТЬ НА ДОРОЖКУ. В 7.30 по летному полю проходим к стоянке № 36. Тут, на краю гражданского аэропорта "Симферополь" стоит патрульный Ан-26. Внутри уже возится капитан Андрей Годяев, старший борттехник—инструктор. Наблюдаю, какими взглядами обменялись при встрече два капитана: он и командир Виталий Бадера. И без слов стало ясно, что все в порядке. Доклад о готовности самолета к вылету после этого — чистая формальность. Ждем около часа команды на взлет, дремлем в салоне. ???
Вдруг слышу приказ: "Пописать!". Спросонья не пойму, что это за команда поднимает и гонит меня вслед за остальными членами экипажа к краю бетонки. "На борту гальюна (туалета — морской термин — Авт.) нет, не пасажирский!" — поясняет борттехник. И все выстроились в ряд, дабы подготовиться к полету.

ПАТРУЛИРОВАНИЕ. Летим вдоль берега на высоте около километра. С погодой повезло, хотя солнце лупит в мой иллюминатор и неудобно рассматривать морскую гладь. Вдруг машина со снижением кренится на крыло. Корабль! Уже и я заметил: небольшое рыболовецкое судно без опознавательных надписей и флага идет от берега в сторону экономзоны полным ходом.
— А где название? — слышу переговоры экипажа. — Видишь, краской черной замазали! Голос командира сквозь рев моторов: "Ну что, сняли?" Штурман старший лейтенант Дмитрий Деревянко: "Командир, да! Сфотографировал!"
Бортрадист передает по радио координаты обнаруженного нарушителя. Как по мне, — ну, плывет себе судно и плывет. Но у Виталия Бадеры другая, профессиональная логика. Перед вылетом он получает данные обо всех судах, их расположении и задачах. Поэтому судно "вне сводки" привлекает повышенное внимание. Как выяснилось после полета, траулер одной из крымских артелей шел на ремонт в Севастополь. Его капитан решил сэкономить время и топливо и "срезал угол" по экономзоне. Теперь предприятие оштрафуют на несколько тысяч гривен за нарушение маршрута.
Вдруг за головой командира запищал какой-то прибор. Бадера объясняет: кто-то с турецкой стороны "светит" наш самолет локатором, изучая, кто мы, куда летим?

Реклама

ВСЕ ОК. На часах 12.00, приближаемся к темному пятну посреди моря — острову Змеиный, здесь погранзастава. После радиообмена с коллегами-пограничниками Виталий разворачивает самолет. Домой! По дороге пришлось опять снизиться и покружить над одним суденышком, уточняя по радио с "базой" его маршрут и разрешенный путь следования. Садимся. Четыре с половиной часа "болтания" в воздухе над морем не прошли даром.
— На морской границе все спокойно! — Не отрываясь от штурвала, улыбается командир, капитан Виталий Бадера.

КЛАДЕЗЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ БОГАТСТВ. Исключительно морская экономическая зона Украины — это водное пространство за 20-мильной чертой территориальных вод, в которых разрешается каботажное (без выхода в экономзону) плавание. Украине принадлежат все богатства, находящиеся в ней: сама морская вода, флора и фауна, затопленные корабли, самолеты и ценности. Проникновение в экономическую зону и вылов рыбы в ней наносит ущерб экономике страны и считается браконьерством.
На счету экипажа Виталия Бадеры, с которым мы отправились в полет, свыше 700 выявленных и идентифицированных судов. Весной он провел спасательную операцию по оказанию помощи турецкой шхуне "Канн Су", задержано две турецких шхуны "Буюк-Озгур" и "Огулари", четыре выдворено за пределы экономзоны. На протяжении только прошлого года силами регионального управления осмотрено 1520 украинских и 46 иностранных судов, из них 388 привлечены к ответственности, общая сумма штрафов — 15774 грн., изъято 26 км браконьерских сетей и 5 донных тралов.

БРАКОНЬЕРСКИЙ "ЗЕФИР" СТАЛ ПОГРАНИЧНЫМ "АМЕТИСТОМ". Килограмм камбалы-калкана на Стамбульском оптовом рынке стоит $15. На Симферопольском — до $5. Рыбы этой в прибрежных водах Турции практически нет. Благоприятная для камбалы глубина — возле берегов Украины. Вот и лезут браконьерствующие турецкие "охотники за удачей" в нашу экономзону. И рискуют многим: своими деньгами, судами, порой жизнью. Бывало и такое, что открывали наши охранники госграницы огонь на поражение, когда другие меры не действовали.
Например, турецкая шхуна "Зефир" была взята в плен, по решению суда конфискована Украиной в 2002 году и передана в распоряжение пограничникам. Теперь она называется "Аметист" и стережет богатства нашей страны.
— Кораблем я доволен, прекрасно вытягивает донные тралы, не боится плохой погоды. Когда в районе острова Тузла начинают леденеть берега, на "Аметисте" подойти возможно, а на нашем малом катере нет — могут быть повреждения,— рассказал "Сегодня" нынешний командир "Аметиста" капитан 3-го ранга Андрей Ужаков.
По итогам 2006 года, корабль стал лучшим среди судов морской охраны Азово-Черноморского регионального управления.

Михаил Будилов