От революционеров осталась лишь сотня

23 ноября 2009, 08:07
На Майдане отмечали годовщину революции с бабкой Параской, а к Ющенко ее не пустили

«Мы делили апельсин». На Крещатик пришли единицы, принесли старые флаги и наколотый фрукт. Фото Ю. Кузнецов

СМОТРИТЕ ФОТО

22 ноября в Киеве отметили пятую годовщину "оранжевой революции". Утром к Дому писателей на Банковой, 2, где во время Майдана грелись протестующие, стали подтягиваться люди, изредка — с оранжевыми ленточками. VIPов не было. "Пять лет назад мы сюда приходили пить чай и ночевать — спали на полу. На улице тогда шел мокрый снег, в палатках было холодно", — вспоминает львовянин Алексей Билоус, который был замом коменданта палаточного городка в Конча-Заспе. Он никого из VIP-командиров тех времен не жалует. "Юля — артистка разговорного жанра, Ющенко пострадал от своей же кадровой политики", — говорит он. "А я и в 2004-м на выборы не ходил, и сейчас не пойду — не за кого, — сказал "Сегодня" один из полевых командиров Евгений Введенский. — Хотя на Майдан я вышел 21 ноября: мы организовывали палатки, полевую кухню, запрещали пить. А в последние три недели января, когда активисты разъехались готовиться к переголосованию, я расчищал Крещатик от неуправляемой массы. Контингент был специфический: к нам приходили завтракать все бомжи Киева и окрестностей".

Реклама

Символ. Параска надеется на мир Юли с Витей. Фото Ю. Кузнецов

МАЙДАН. Толпы не было и на Майдане — собралось всего около 100 человек. Один из активистов принес "наколотый апельсин" — в него было воткнуто три шприца. Ближе к 12.00 КУПР (коалиция участников "помаранчевой революции") установила две палатки, причем синие... Звучали призывы голосовать за Ющенко, песни со словами "маєм свого президента, нас не роз’єднати, а прем’єром є у нас Юлька Тимошенко", стихи о Викторе Януковиче: "От улыбки станет веселей, от улыбки Янукович вдруг проснется, поделись улыбкою своей, и Донбасс к тебе не раз еще вернется". "А кто-то из политиков будет?" — "Может, кто-то и появится, если совесть проснется", — общались активисты КУПР. Политики не появились. Зато народ развлекала баба Параска в оранжевой курточке. "Я им как мама! Пускай подадут друг другу руки!" — говорила Прасковья Королюк о "сыне Вите" и "дочке Юле".

Реклама

ВЕЧЕР. Виктор Ющенко отмечал годовщину революции в Украинском доме. С ним праздновать пришли его супруга Катерина Ющенко в оранжевом костюме, Вера Ульянченко, Юрий Ехануров, Игорь Тарасюк с оранжевым бантиком. Вопреки традиции, президент не опоздал, а приехал даже на 10 минут раньше! Собралось около 500 человек — большинство из облорганизаций "Нашей Украины". В выступлении глава страны рассказал, что за годы его правления бюджет Украины увеличился с 80 млрд грн. до 300 млрд и выросла рождаемость. Затем начался концерт. Пели Оксана Билозир, Маричка Бурмака, группы "Кому вниз", "Тартак". "Гринджол" не было. Пришла под Украинский дом и символ Майдана баба Параска, она кричала охранникам, чтобы ее пустили. Но те лишь качали головой: мол, не положено без приглашения.

ВЗГЛЯД-2009: ВОЖДИ И ВРАГИ МАЙДАНА

Виктор Ющенко: "Я был очень наивным, начиная с того, что я думал, что люди, стоявшие за моей спиной на Майдане, будут мыслить как я; перенести их с Майдана в кресла, и мы получим второй прорыв. К сожалению, нет... Поверьте, пока не проверишь в бою, трудно давать оценки через Майдан другим политикам. Мое разочарование такое же, как и ваше. Разве я не хочу, чтобы у нас было лучше, разве я не перебрал всю команду?!".

Реклама

Юлия Тимошенко: "Не наша с вами вина общая, не вина страны, что тот лидер, тот поводырь, которого мы избрали, не встал и не защитил Украину так, как мы того ожидали, а стал одним из объектов в домашних коллекциях наших местных украинских олигархов, среди древностей и керамических слоников... Мы думали, что, выдвигая лидера, поддерживая его всей страной и всем народом, мы поддерживаем самое главное — это мораль, а получили совсем другие вещи".

Виктор Янукович: "Юго-восток знал, к чему приведет эта власть, а те, кто поддерживали ее на Майдане и искренне верили обещаниям "оранжевых" лидеров, оказались обманутыми. Сегодня люди чувствуют себя обманутыми и униженными, и в первую очередь такими себя считают те, кто голосовал за "оранжевых" вождей... Я бы на их месте не устраивал этого юбилейного праздника. Потому что "оранжевая" так называемая революция привела к значительному ухудшению экономического состояния нашей страны, тому беспорядку, который мы имеем, и который мы получили как следствие этой власти".

Александр Мороз: "Команда победителей оказалась командой мародеров, которая разворовала национальные богатства Украины, присвоила себе право торговать газом, землей, энергетикой. В этом они были одинаковы, а грызня за властные возможности стала сутью внутренней политики. Ее кульминацию мы видим в отношениях между "оранжевыми" — Ющенко и Тимошенко. Такими они были после Майдана, в скандалах 2005 года, при формировании власти в 2006 году, в авантюрных действиях 2007 года. Такими они остаются и сейчас".

Леонид Кучма: "Сейчас запад весь в очень неловком положении. Их проект — "оранжевая революция" — вместе с президентом провалился".

"СВОБОДУ ГРАБОВОМУ"

На другой стороне Майдана возле Главпочтамта разместился митинг. Несколько бабушек держали в руках плакаты... "Свободу Григорию Грабовому" (тому, который обещал матерям Беслана оживить их детей). Напротив митинга висел портрет Степана Бандеры — кто-то повесил его фото на одну из колонн Главпочтамта и написал: "Бандера воевал, а не PR-ился".