Открыватели тайн Черного моря: в Крыму завершилась украинско-американская подводно-археологическая экспедиция "Византия-2007"

31 августа 2007, 12:25
Украинские и американские ученые провели разведку найденного византийского судна и подняли на поверхность несколько амфор.

Фото М.Львовски

В этом году ученые провели разведку найденного византийского судна, затонувшего около тысячи лет назад. Подводный робот поднял на поверхность несколько амфор. Их скрупулезно изучат, чтобы найти способ, как в следующем году поднять со дна моря оставшийся груз целым и невредимым. Кстати, все находки останутся в Украине.

ТОЛЬКО ВЕРХУШКА АЙСБЕРГА. Такого кладезя подводных объектов Роберт Баллард, американский океанограф, которому в 1985 году удалось найти на дне Атлантики печально известный лайнер "Титаник", еще не встречал. В прошлом году ученые нашли 449 подводных объектов разных периодов истории, хотя исследовали всего 1 % подводного пространства. Все это было бы невозможным с нашей техникой. Cвоего "Геркулеса", робота-манипулятора, стоимостью 1,5 млн. долларов к месту подводных раскопок Баллард доставил на арендованном в Германии научно-исследовательском судне "Альянс" (сутки аренды его обходятся в $70 тыс.). Робот позволяет прощупать черноморское дно на любой глубине. Прожекторами подсвечивают исследуемый квадрат и изображение из пучины передается на мониторы. Общую картину дополняют данные радиолокаторов.

Реклама

— Для меня Черное море — это самый большой музей в мире, потому что здесь перекрестки многих цивилизаций, — признался доктор Баллард. — Все мы знаем историю Ясона и его аргонавтов за руном к берегам Колхиды. Это было путешествие по Черному морю. И я мечтаю также, как когда-то Шлиман нашел в земле доказательства существования Трои, отыскать следы экспедиции "Арго". Сегодня мы знаем точно, что мореплаватели были здесь как минимум с бронзового века. Когда я смотрю на Черное море, я не вижу воду, я вижу все эти кораблекрушения.

ПОДВОДНЫЙ СЮРПРИЗ. Вдохновитель и главный организатор поисков, директор департамента подводного наследия Института археологии НАНУ Сергей Воронов называет экспедицию прорывом в подводной археологии Украины. Никогда раньше раскопки на глубине 139 м, где находится корабль, не проводились.

— До этого мы доходили только до 40-метровой глубины, — поясняет доктор Воронов. — А сейчас можно говорить, что в Украине началась эпоха глубоководных археологических исследований. То, что нам открылось, действительно поразительно. Сначала мы видели только генеральный груз — около 80 кувшинов-амфор с ленточной ручкой и опасались, что деревянные части корабля уничтожены временем. Но после снятия нескольких сантиметров первого слоя ила мы обнаружили сохранившимися палубные доски, обшивку, с которыми можно работать не один год. Это стало для нас настоящим сюрпризом!

Реклама

По словам участников экспедиции, до этого открытия считалось, что вода Черного моря до 200 м содержит растворенный кислород, благодаря чему на этой глубине могут обитать микроорганизмы, которые уничтожают органику. При таких условиях дерево должно разлагаться в течение полутора-двух лет. А корпус корабля византийцев пролежал на глубине 139 м не менее тысячи лет. Эта информация позволяет предположить наличие еще многих древних кораблей в прекрасной сохранности на относительно небольших глубинах вдоль побережья Черного моря.

ЖЕРТВА ПИРАТОВ. Первым делом ученые попытались идентифицировать корабль, выяснить причину крушения и собрать информацию о его грузе.

— Сейчас я уже могу сказать, что это торговое судно византийцев длиной около 17 метров, постройки Х-ХI веков, — рассказывает Сергей Воронов. — Куда оно следовало — на Херсонес или на Константинополь, однозначно ответить сложно, ведь положение носа и кормы на самом деле ни о чем не говорит. Если был шторм, его могло развернуть в любую сторону. Есть версия, что корабль протаранили пираты — на это указывает соответствующая вмятина на одном из бортов. Однако они перестарались — пробоина оказалась слишком большой: корабль моментально ушел на дно, так что им ничего не досталось из грузов. А вот мы со дна моря подняли несколько амфор, которые датируются периодом между IX и XI вв. Ценность находки заключается в том, что впервые сосуды подобного типа обнаружены абсолютно целыми.

Реклама

По части содержимого амфор, которых на борту около 150, у историков тоже пока нет однозначного ответа. Есть предположения, что из Херсонеса везли вино, другие склоняются к версии, что из Византии — масло. Обсуждается также и вариант с так называемым "греческим огнем" — горючей смесью, которая в те времена использовалась в военных целях. Любопытно также, что при обследовании затонувшего корабля археологи с помощью "Геркулеса" нашли и подняли сохранившийся лавровый лист. Сразу же появилась байка о том, что корабль мог перевозить груз лавровых венков для Сената!

ВСЕ РАДИ НЕФТИ?

Не все украинские ученые разделяют восторги по поводу активности Балларда в водах Украины. И приводят весомые аргументы: судно Балларда — знаменитый "Эндевор", работавшее в прибрежных водах Украины в прошлом году, напичкано самой совершенной аппаратурой и может проводить множество различных исследований. В частности, геофизические изыскания для поисков месторождений нефти и газа.

"КУДА ЗДЕСЬ НАЖИМАТЬ?"

Одну из амфор, поднятых со дна моря, "щупальцем" манипулятора донес до грузоподъемника лично президент страны Виктор Ющенко, побывавший на "Альянсе" вместе со своей супругой Катериной. Американцы были в шоке, когда Виктор Андреевич сам решил управлять "Геркулесом", поскольку их операторы обучались этому делу два года. Как рассказывают очевидцы этого знаменательного события, президент по-простому спросил: "Ну, покажите мне, куда здесь нажимать?" Отговаривать его не стали и все обливались холодным потом, пока он передвигал артефакт, стоимость которого эксперты оценивают в десятки тысяч долларов. Виктор Андреевич не подвел — дотащил без царапинки.