Отрицание вместо борьбы. Взгляд на антироссийский бойкот со стороны

23 мая 2014, 11:59

Как превратить поход в супермаркет в акцию протеста? Многие украинцы уже сейчас готовы поделиться успешным рецептом таких действий. С начала российско-украинского кризиса, наверное, только самый ленивый не обращал внимания на штрих-код на товаре. Кто-то сознательно игнорирует любую продукцию, произведённую в России, кто-то предпочитает осуждать такие, на их взгляд, нестандартные проявления патриотизма. Но как бы мы не относились к тем или другим, неоспоримый факт — о штрих-кодах и способах определить происхождение товара мы теперь знаем на порядок больше. Выходит, порой излишне активные студенты и молодёжь, устраивающие почти театральные сцены падений возле полок с товаром в магазина и на ступеньках МакДональдса таки заставили нас чаще думать и проявлять гражданскую позицию? Похоже, что бойкот идёт на пользу всем.

Сегодня, в непростой ситуации, это едва ли единственная возможность выразить свой протест мирно, и в то же время повлиять на происходящие события. Недаром бойкоты в мире связывают со знаковыми политическими, экономическими и социальными явлениями, борьбой с различными видами дискриминации. Одним из наиболее показательных примеров 20-го века является бойкот автобусных линий в городке Монтгомери, штат Алабама, в 1955 году. Начавшийся с категорического отказа 42-летней темнокожей швеи Розы Паркс уступить своё место белому пассажиру, он в итоге привёл к отмене расовой сегрегации в городских автобусах на законодательном уровне и стал одной из значительных вех в борьбе с расовой дискриминацией на Юге США. 381 день чернокожие жители города, которых там проживало более 70%, игнорировали автобусные линии и ходили пешком, ездили на велосипедах, организовывали совместное передвижение на автомобилях для друзей и просто знакомых. Экономический эффект ненасильственного протеста был ощутимым, и власти в полной мере ощутили на себе давление общественности, приняв в итоге судьбоносные решения.

Реклама

Если первые новости о конфликте и возможном военном противостоянии с Россией заставили украинцев судорожно опустошать полки магазинов, то, немного погодя мы смогли сформулировать свой осознанный ответ на ситуацию — отказаться от товаров со штрих-кодом "46". Явление достаточно быстро приобрело массовый характер и получило широкое освещение в Интернете и СМИ. Эксперты розничного рынка, которых ситуация застала несколько врасплох, отметили снижение продаж российских товаров за месяц бойкота примерно в 40—50% и переориентирование ассортимента в сторону других, преимущественно украинских производителей. А вот удалось ли действительно "ударить рублём" по России, достоверно неизвестно. Долю российских товаров в продуктовой рознице оценили примерно в 10%, так что в общем объёме она не создаёт критической массы. Учитывая соотношение объёма украинского и российского рынка, можно считать, что среднестатистический российский производитель, который одинаково снабжает обе страны, в итоге потеряет немного.

То же можно сказать и о банковской сфере, в которой пришедшие на рынок Украины не так давно "Сбербанк России", "Русский Стандарт", испытывают наибольшее давление со стороны протестующих. Активы "Сбербанка России", работающие в Украине, к примеру, составляют около 1%, так что о значительном ущербе даже в случае полного ухода с рынка Украины говорить не приходится. В целом, банки, как и страховые учреждения, по сути "торгуют воздухом" и ведут свою основную деятельность в электронной форме и работая с документами. В случае сворачивания деятельности расходы по закрытию офиса (как правило, расположенного на арендованной площади) и продаже/перевозу оргтехники, будут незначительными, и не нанесут сколь либо заметного вреда основному бизнесу.

Подстёгивая активность бойкота в самом начале кампании, его сторонники весьма широко очертили круг действий. Так, кроме сугубо товарных брендов, достаточно много крупных компаний и сервисов было включено в список лишь на основе страны происхождения, наличия у них российских собственников или инвестиций. В таких аспектах излишняя активность может сыграть против патриотически-настроенных украинцев. Ведь чем дальше сознательные граждане вникают в суть предлагаемого игнорирования, тем более эфемерной кажется указанная цель. С товарами, продаваемыми в рознице, картина более-менее ясна — они произведены в РФ, провезены через границу, прошли таможенные процедуры и проданы с максимальной прибылью. Переход такого товара в категорию "неликвид" — прямой убыток производителю и дистрибьютору. Но какой принцип должен сработать при бойкоте компаний, которые уже добрый десяток лет работают на отечественном рынке, платят зарплату тысячам украинцев и ежегодно отчисляют миллиарды гривен в наш бюджет?

Реклама

В "зону риска" попали и высокие технологии: IT и телекоммуникации. Традиционно нейтральные к политическим играм компании, внедряющие на украинском рынке инновационные технологии и сервисы, рискуют впасть в немилость отечественных пользователей. За яркими примерами не нужно далеко ходить: достаточно вспомнить Яндекс и его сервисы на каждый день (Поиск, Карты, Пробки) или же стандарт де-факто для электронных платежей в виде российского детища Webmoney. Готовы ли вы ради бойкота отказаться и от них, или же пойдёте на непростой компромисс?

С мобильными операторами складывается и вовсе непростая ситуация — все ведущие игроки в той или иной степени принадлежат россиянам, причём в Киевстар и МТС такая доля доходит до половины всех активов. Справедливости ради отметим, что значительная доля собственности в украинских компаниях – операторах мобильной связи "крутится" в виде акций на ведущих мировых биржах, а состав основных акционеров весьма разнообразен как по национальности, так и по стране проживания, поэтому корректно будет их капитал скорее называть международным, нежели российским. В этой ситуации смена одного оператора на другого мало что меняет в глобальном смысле, ведь разговаривать по мобильному мы меньше не станем.

Так ли уж действенен экономический бойкот сегодня? Мировой опыт показывает, что в современных условиях этот инструмент утрачивает свою эффективность. Один из самых показательных примеров современности — противостояние Китая с Японией. Если в первой половине 20-го века серия товарных бойкотов обрушила японский экспорт на материк на 40% и помогла Китаю в восстановлении экономического паритета, то уже в 2005-м году при схожей ситуации дело не зашло дальше лозунгов, продвигаемых активистами. Общественность в своей массе сочла, что достигнутые обеими странами стандарты жизни и налаженный товарооборот являются гораздо большей ценностью, нежели решение старых споров и обид. Возможно и нам, особенно, в период роста градуса противостояния с Россией, стоит, подумав и оценив общие достижения, идти в том же направлении, а не бездумно способствовать эскалации конфликта?