Патриарх Кирилл: "Святая Русь не должна быть ведомой Западом"

29 июля 2009, 08:01
Глава Русской православной церкви рассказал о кризисе, нацизме и ЕС.

Современное лицо РПЦ. Кирилл говорил с аудиторией на ее языке о кризисе, истории и морали

Вчерашнее выступление патриарха Кирилла в студии телеканала "Интер" было, пожалуй, самой значимой частью его визита в Украину. Потому что, хотя публику в студии составляли люди светские, но верующие, — в частности певица Таисия Повалий, украинский врач Ольга Богомолец, режиссер Федор Бондарчук, лидер группы "Братья Карамазовы" Олег Карамазов, актер Владимир Гостюхин, — было очевидно, что выступление патриарха нацелено на маловерующих и неверующих, которые составляют большинство украинского общества. И именно этому большинству Кирилл смог показать современное лицо Русской православной церкви — такое, какого нет у всех украинских, да и многих мировых церквей. Патриарх говорил на языке масс, ярко, образно, при этом демонстрируя понимание экономики, истории и геополитики. Конечно, ответ на вопрос — добавил ли Кирилл Московскому патриархату приверженцев в Украине — смогут дать только социологи, но, по субъективным ощущениям, этот ответ будет положительным.

Итак, патриарх говорил о...

Реклама

О кризисе: "В нашей истории были более сложные времена. К примеру, 1990-е годы, когда рухнула экономика, когда возник системный кризис всего. Сегодняшний кризис несет потерю привычного комфорта и, вместе с тем, несет что-то важное. Он выводит человека из состояния спячки. Кризис — это встряска. Кризис показал, что виртуальная экономика, когда деньги зарабатывались не упорным трудом, а делались из воздуха, дальше существовать не может. Такая экономика аморальна".

Об обществе потребления: "Возможно, кризис поможет осмыслить опасность потребительского общества. 20-летние девочки на экранах рекламируют кремы от морщин, а взрослые женщины верят, что эти кремы помогут им стать такими же молодыми, как эти девочки. Процессу потребления нет предела. Можно купить один самолет, другой, третий. Но что это значит по отношению к обществу? Ресурсов не хватит. Земля не способна выдержать такой проект. А значит, поддерживать его — грех. И кризис может научить быть бережливыми. Очень важно научиться христианской аскезе — победе над своими страстями, инстинктами".

О выборе великого украинца: "Я глубоко убежден, что в Украине не нужно экспериментировать с именами, которые сегодня разделяют саму Украину. Когда сейчас мне говорят, что для обретения украинского национального самосознания нужны новые имена, которые разделяют украинцев, мне эта логика непонятна. Любой политик, заботящийся об эффективности своей политики, должен, в первую очередь, поддерживать символы, которые страну объединяют. Тот факт, что историческим символом Украины был в итоге признан Ярослав Мудрый, доказывает известное изречение о том, что голос народа — есть голос Божий. Люди сердцем и умом тяготеют к тем, кто объединяет, а Ярослав объединяет не только Украину, но все наследие великой Киевской Руси".

Реклама

Об истории: "Ложь историческая вызывает ложь современной жизни, а на лжи нельзя строить человеческое благополучие, на лжи невозможно построить счастье. Если мы создаем ложные исторические концепции, мы дьявольскую ложь (а дьявол — отец лжи) закладываем в основу бытия народа. Такие эксперименты не проходят... Недавно в Европе приравняли нацизм и сталинизм. Я не сторонник сталинизма, но нацизм от него и любого другого режима отличается своей человеконенавистнической сутью. Гауляйтер Украины Кох предлагал высосать из нее все, что только можно, а что потом — это шлак. И неслучайно западные страны вошли в коалицию со Сталиным против Гитлера, а не наоборот. Наш народ, тогда живший в единой стране, заплатил огромную цену за свое освобождение и освобождение мира в войне с нацизмом, потому оправдывать нацизм — значит, оправдывать зло. И нужно различать режим Сталина, который был репрессивным, и режим Гитлера, который был человеконенавистническим".

О Евросоюзе: "Ради чего мы готовы вступить в Евросоюз? Только ради желудка. Мы готовы идти туда, чтобы быть ведомыми. Но почему в диалоге с западным миром мы с легкостью принимаем роль ведомого? Почему с легкостью отдаем свое первородство? Святая Русь (Россия, Беларусь и Украина. — Авт.) — это уникальный цивилизационный проект со своей миссией, он не должен быть ведомым, он должен генерировать идеи. У нас есть потенциал к развитию подлинного диалога Востока и Запада. Не диалога всадника с лошадью, а реального диалога равновеликих партнеров. И вот только такой диалог приведет к построению единой Европы".