Перспектива без членства: почему Украина не собирается подавать заявку на вступление в НАТО

10 июля 2017, 18:01
Эксперты считают, что Киеву сейчас лучше сосредоточиться на получении статуса основного союзника вне НАТО и всерьез заняться реформами и борьбой с коррупцией

Порошенко и Столтенберг. Фото: president.gov.ua

Украина и НАТО начали дискуссию о присоединении к плану действий по членству (ПДЧ) в Альянсе, которое нам не предоставили на печально известном Бухарестском саммите. О старте диалога Петр Порошенко заявил после сегодняшнего заседания комиссии Украина-НАТО. Правда, пока в Альянсе не прогнозируют, когда Украине могут предоставить заветный ПДЧ, не говоря уже о перспективе членства. В Альянсе на это смотрят с опаской, побаиваясь открытой конфронтации с Россией, ограничиваясь размытой формулировкой "наши двери по-прежнему открыты". Сегодня Петр Порошенко в присутствии генсека НАТО Йенса Столтенберга заявил, что пока Украина и не собирается подавать заявку на членство. Но еще раз напомнил о недавно подписанном законе, который четко закрепил курс Украины на вступление в НАТО. Его принятие, по словам экспертов, не согласовывалось с нашими международными партнерами, поэтому норма о курсе в НАТО вызывает в столицах стран-членов Альянса, по меньшей мере, удивление. 

НАТО поможет Украине расследовать масштабную кибератаку, от которой 27 июня пострадали украинские министерства, банки и госучреждения, и предоставит оборудование для спутниковой связи. Альянс продолжает поддерживать суверенитет и территориальную целостность Украины, никогда не смирится с незаконной аннексией Крыма Россией и призывает Москву прекратить военную агрессию на Донбассе. Но о перспективе членства речь пока не идет. Таковы итоги сегодняшнего визита генсека НАТО Йенса Столтенберга и членов Североатлантического совета в Украину, который был приурочен к 20-й годовщине подписания Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО в 1997 году на Мадридском саммите.

Реклама

Выступая с трибуны Верховной Рады Йенс Столтенберг еще раз повторил, что "НАТО не признает и никогда не признает незаконную аннексию Крыма", заявив, что Альянс на стороне Украины в борьбе с Россией на Донбассе, процитировав стих Тараса Шевченко "Мені однаково", написанный в мае 1847 года в Санкт-Петербурге:

"Та не однаково мені, 
Як Україну злії люде 
Присплять, лукаві, і в огні 
Її, окраденую, збудять… 
Ох, не однаково мені"

Открывая двухчасовое заседание Комиссии Украина-НАТО в Администрации президента Петр Порошенко заявил, что наш приоритет – интеграция в североатлантическое пространство с целью обретения членства в организации Североатлантического договора. "Еще раз хочу подчеркнуть, это не означает, что мы будем немедленно подавать заявку о членстве. Нам надо выстроить программу реформ, программу нашего сотрудничества, активизировать наши усилия для достижения необходимых стандартов", – подчеркнул Порошенко. 

Реклама

Примечательно, что такое заявление украинский президент сделал в присутствии Йенса Столтенберга и всех 29-ти послов Североатлантического совета. Поводом, по словам источников "Сегодня" в украинских дипкругах, послужило серьезное беспокойство Запада по поводу закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины о внешнеполитическом курсе", который одним из национальных интересов Украины определяет членство в НАТО.

Все мы помним, как в конце 2014 года Верховная Рада отменила внеблоковый статус, который режим Виктора Януковича внес в закон об основах внешней политики, заменив его на "сотрудничество с НАТО для достижения критериев, необходимых для приобретения членства".

Реклама

"Но за этим шагом не было сделано логического следующего: определения нового приоритета. И это бы не было так принципиально, если бы не несколько "но". Во-первых, этот новый приоритет – членство в НАТО – постоянно звучал в виде заявлений и деклараций, то есть де-факто присутствовал в повестке дня, но де-юре ничем не подкреплялся. Во-вторых, чувствовалась разница в том, что украинская власть говорила внутренней аудитории, и что – внешней. Украинская аудитория чаще слышала о продвижении к членству. Зато заявления внешней аудитории всегда были осторожны и держались в юридических рамках. А эти формальные рамки определяли целью "достижение критериев, необходимых для членства" в НАТО, но отнюдь не членства как таковым", – считает политический аналитик фонда "Демократические инициативы" Мария Золкина.

Если оценивать внешнеполитические факторы, которые напрямую влияли на украинскую повестку, в проголосованных в 2014-м изменениях в закон об основах внешней политики, когда внеблоковый статус заменили фразой "достижение критериев для членства в НАТО", были свои подводные камни. Несмотря на аннексию Крыма Россией и начало военной агрессии на Донбассе на Западе и слышать не хотели о членстве Украины в НАТО, побаиваясь прямой конфронтации с Кремлем. Формулировка о "достижении критериев" согласовывалась с нашими международными партнерами и на практике означала достижения до 2020 года необходимых условий (была принята программа реформирования ВСУ до 2020 года), которые позволят претендовать на членство в Альянсе.

Правда уже через два года Верховная Рада по поручению президента снова меняет закон об основах внешней политики, и формулировку о "достижении критериев" заменили на "с целью достижения членства в организации Североатлантического договора". По словам директора Института мировой политики Алены Гетьманчук, принятый Радой и подписанный президентом закон не обсуждался с НАТО, и наших союзников это явно не потешило. Но, даже несмотря на это на совместной со Столтенбергом пресс-конференции Порошенко еще раз напомнил о законе, который четко определяет внешнеполитический курс Украины. Генсек Альянса своим мнением на счет этого не поделился и довольно размыто ответил на вопрос о перспективе членства Украины в НАТО: "Каждая страна имеет право решать, хочет ли она быть членом такого альянса, как НАТО, и важно подчеркнуть, что любое решение относительно членства в НАТО должно приниматься странами НАТО и страной, которая подает заявку".

Столтенберг продолжил говорить о поддержке Украины, заявив, что через 10 трастовых фондов страны-члены Альянса выделили почти 40 млн евро, но Петр Порошенко неожиданно заявил о старте дискуссий между Украиной и НАТО по ПДЧ. "Мы считаем необходимым, чтобы мы начали дискуссию о введении Membership action plan и наши предложения о начале дискуссии были с удовольствием приняты. Эта дискуссия приблизит Украину к возможности подачи соответствующей заявки. Мы имеем план на три года, мы имеем программу до 2020 года", – заявил президент.

На это уже отреагировали в России. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что предоставление Украине ПДЧ не будет способствовать укреплению безопасности на европейском континенте из-за приближения НАТО к границам России. Любые движения Украины в сторону НАТО в Москве воспринимают крайне негативно. В 2008 году предоставление Украине ПДЧ на печально известном Бухарестском саммите, где Путин, обращаясь к Бушу, сказал, что "Украина – это даже не государство", заблокировали Германия и Франция в угоду России. Официальная же версия отказа звучала как "вступление Украины в НАТО не поддерживает народ". Действительно, по данным опроса Фонда "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива совместно с КМИС, лишь 15% украинцев в 2005 году высказывались "за" интеграцию в ряды Альянса, 45% были против. Кардинально не изменилось отношение к НАТО и в 2008 году: лишь 17,5% украинцев поддерживали идею вступления в НАТО, против были 55,5% опрошенных.

Незаконная аннексия Крыма и российская военная интервенция на Донбасс изменили мнение украинцев о Североатлантическом альянсе. По данным последнего соцопроса Фонда "Демократические инициативы", в случае проведения референдума 69% украинцев поддержали бы вступление Украины в НАТО, 26% – против. С таким уровнем поддержки Украина может претендовать на членство в Альянсе. Но сперва, по словам Порошенко, нужно достичь стандартов НАТО и провести всеукраинский референдум.

Однако так называемое Исследование НАТО по вопросам расширения 1995 года подчеркивает, что неурегулированные конфликты или внешние территориальные споры могут стать препятствием членству в Альянсе. К тому же, по словам старшего научного сотрудника Института Евро-Атлантического сотрудничества Андреаса Умланда, вряд ли речь идет о предоставлении Украине ПДЧ в краткосрочной перспективе. Да и сам Йенс Столтенберг, отвечая на вопрос главы комитета ВР по иностранным делам Анны Гопко о временных рамках получения ПДЧ, прямого ответа не дал, ссылаясь на необходимость проведения реформ и борьбу с коррупцией в Украине.

Отдельные страны-члены НАТО сильно боятся конфронтации с Россией из-за Украины, предпочитая сохранять статус-кво. В некоторых столицах прямо заявляют, что не будут воевать с Россией за Украину. Об этом говорил и бывший посолСША в Украине Стивен Пайфер. "Что касается нашей перспективы, я бы хотел задать вопрос, какая ближайшая перспектива для Украины (с пониманием того, что у нас идет война и Крым аннексирован) получения режима ПДЧ хотя бы? НАТО сейчас помогает много в прагматических ключах, но вы видели некоторые сообщения специалистов, которые давно сопровождают НАТО… Кажется Пайфер сказал бывший посол США в Украине в Украине, что НАТО не будет воевать с Россией за Украину. Для специалистов это было понятно, мне, кстати, с самого начала, что НАТО не будет воевать. Но для нас это своего рода сюрприз. А как же не будет воевать?", – заявил представитель Украины в подгруппе по безопасности Трехсторонней контактной группы Евгений Марчук.

Сейчас, по мнению экспертов, Украине стоит добиваться получения статуса основного союзника вне НАТО. 22 марта Верховная Рада уже приняла постановление-обращение к Конгрессу США с такой просьбой. На сегодняшний день статус союзника имеют 15 государств: Австралия, Аргентина, Афганистан, Бахрейн, Египет, Израиль и другие. Украине такой статус  позволит получать от Альянса военную помощь, участвовать в совместных оборонных инициативах, учениях, а также претендовать на поставки противотанкового, зенитного и стрелкового оружия. Что же касается членства в НАТО, то, по словам директора Национального института стратегических исследований Владимира Горбулина, это долгий путь, и каждый шаг будет требовать от Украины огромнейших усилий. Но, как говорят, дорогу осилит идущий, ведь еще пару месяцев назад даже организация встречи Порошенко с Трампом до встречи Трампа с Путиным казалась невыполнимой задачей.