Первая в СССР охотница за звездами писала в Голливуд под присмотром КГБ

10 апреля 2009, 11:58
50 лет назад Тамара Жемчугова первой в Союзе получила автограф от голливудских мэтров с "фабрики звезд" через "железный занавес".

Реклама

Своих кумиров – голливудских звезд 30-40-х годов Нельсона Эдди, Джанет МакДональд и Дину Дурбин она впервые увидела в кинозалах послевоенной Ялты. Школьница Тома Жемчугова обегала все клубы и кинозалы здравниц города, в которых показывали кино, и выписывала себе на листок репертуар месяца "трофейных лент" с участием неповторимого дуэта Нельсона и Джанет или блистательной Дины. По началу смотрела всё подряд, потому что определить "свои картины" было невозможно – кино анонсировали без исполнителей главных ролей, одним только названием в вольном переводе. Реплики и диалоги в фильмах были переозвучены на немецкий язык, но саундтрек оставался оригинальным – герои пели на английском, и эти песни Тамара знала наизусть.

ЛЮБИМЫЙ НЕЛЬСОН

"Нельсона я первый раз увидела в картине "Весенние дни" (1937) и поняла: это мужчина моей жизни, о котором я мечтала, – вспоминает Жемчугова-Бутырская. – Этот образ! Мне было 14 лет, и я весь фильма шептала своей подруге: Это он, это он…". До того как в 1957 году "трофеи" вывели из ялтинского кинопроката, она успела пересмотреть любимые ленты десятки раз, запоминая дословно субтитрованый перевод и буквально все кадры. Никакой информации о карьере американских актеров в газетах и журналах не печатали, а фотокарточки можно было купить только у спекулянтов – это были нечеткие снимки, сделанные с обрезков кинолент. Без сказок с Нельсоном и Джанет жизнь для Томы даже в Ялте потускнела. И тогда простой советской девушке пришла в голову дерзкая мысль – написать кинозвездам в Америку. Но где же узнать в то время за "железным занавесом" адреса актеров идеологически враждебной масс-культуры? Тамара писала наугад – Нельсону в Нью-Йорк, Джанет в Сан-Франциско и так по всем самым крупным городам США. Письма возвращались назад с американскими штемпелями, но с указанием на неправильный адрес. Сориентироваться в почтовом пространстве девушке помог случай. Она встретила в Ялте группу американских туристов и спросила у них – что же такое происходит с ее письмами. Американцы посоветовали ей написать Нельсону Эдди на адрес киностудии "Метро-Голден-Майер", где он снимался. И чудо свершилось! В 1959 году на ее имя пришел большой конверт из США. Нельсон Эдди прислал ей свою фотографию 15х24 см с дарственной надписью. Вероятно, это был первый автограф в истории советского фан-движения, доставшийся рядовому зрителю, поклоннику – от звезды Голливуда. Ведь это всё случилось за несколько лет до серии Московских международных кинофестивалей, когда там гостями были звезды французского и итальянского кино. Конечно же, переписка Тамары Жемчуговой не осталась без внимания ялтинского горуправления КГБ. Девушка получила повестку с приглашением "на ул. Кирова", где находилось главное здание сотрудников госбезопасности. Гражданку Жемчугову пропесочили на тему "не патриотизма". "Конечно же, было страшно идти к ним, – рассказывает Тамара Сергеевна. – Спрашивают: зачем вы переписываетесь? Я им объясняю: мне очень нравятся эти актеры. Они: а почему вам наши не нравятся? Вот, сейчас бы я им сказала: вы что, ненормальные? Мне нравится человек, нравится, как он играет, его голос – и мне без разницы американец он или француз! Не знаю, можно это сейчас говорить или нет, но они же за мной слежку устроили! Просили мою подругу докладывать им о моем поведении". Но Тамара не отказалась от своего порыва и дальше общаться со звездами – был ответ с фотографией и автографом от Джанет Макдональд, и еще дважды ей приходили письма от Нельсона. Увы, встретится жительнице Ялты с ними было не суждено – в 1965 году умерла Джанет, а через год и Нельсон. Письма от них Тамара Сергеевна хранит, как самые дорогие свои реликвии. Для нее эти уникальные автографы дороже золота и бриллиантов.

Реклама

Интерес и любовь к творчеству этого актерского дуэта никогда не ослабевал. Тамара Сергеевна вспоминает, как она в 1983 году летала всего на один день из Крыма в Москву, чтобы посмотреть в кинотеатре "Иллюзион" картину 1936 года с участием Нельсона и Джанет "Роз-Мари". "Я не видела Нельсона 25 лет, – вспоминает Тамара Сергеевна. – Фильмы с его участием держали в Белых Столбах – это подмосковный архив Госфильмофонда СССР, и я представляла себе, что он всё это время был в тюрьме. Известный киновед Владимир Соловьев специально для меня достал эту ленту. И вот 23 ноября я в Москве, довольная, улыбаюсь. Но подхожу к кинотеатру – и меня начинает трясти, мне плохо – мы сейчас встретимся, я его увижу! Взяла себя в руки, вошла в зал и только заиграла музыка – я расплакалась. Весь фильм проплакала, и следующий сеанс тоже плакала. Из зала выхожу – вся красная, а контролер у меня спрашивает: "Вам плохо?". "Нет, мне очень хорошо". А когда уходила с последнего сеанса – весь день смотрела этот фильм – забыла надеть шубу, и в бордовом шерстяном платье так и шла по морозной Москве, думая, вот, он опять в Белые столбы, а я в Ялту – снова разлука""

ПРИВЕТ ОТ ЗАТВОРНИЦЫ ДИНЫ

Безответными до конца ХХ века оставались письма Тамары Сергеевны к ее любимице, восхитительной и завораживающей Дине Дурбин. Не знала она, что актриса по собственной воле покинула фабрику грез и славе предпочла абсолютное затворничество – десятилетиями никаких фото и интервью! Обладательница "Оскара" 1938 года после неудачных попыток вырваться из амплуа "Золушки" прекратила сниматься в 1948 году. Зрители не хотели видеть ничего другого в ее исполнении, даже устраивали у кинотеатров манифестации с протестом: "Верните нам прежнюю Дину!". Продюсеры же считали 27-летнюю актрису слишком старой для исполнения ролей маленьких Золушек, а другой ее так и не приняли зрители. Дина вышла замуж и уехала в Европу, особым пунктом отметив в брачном контракте свое право на жизнь в безвестности.

Реклама

Тамара Сергеевна полагала, что Дины уже давно нет в живых. И только случайное знакомство в Ялте с прихожанкой христианской церкви – пожилой англичанкой Мюррел Викс, помогло Жемчуговой-Бутырской прояснить судьбу актрисы. По просьбе Тамары Сергеевны Мюррел узнала, что Дина Дурбин живет во французском городке Ноппель-ле-Шато, а в Англии существует ее фан-клуб с ежегодными фестивалями. Тамара Сергеевна стала писать актрисе письма и потом получила от нее ответ – вместе с фото и автографом! А в 1998-м она получила приглашение на фестиваль Дины Дурбин и впервые в жизни отправилась в заграничное путешествие. В посольстве Великобритании визу ей открыли без проблем, узнав о цели визита. Более того, сотрудница визового отдела, забыв об очереди, долго расспрашивала Тамару Сергеевну о Дине – в Англии ведь тоже немногие знают, что Дина жива!

В Скарборо Жемчугова произвела фурор среди фестивальной публики, появившись в платье Дины Дурбин – так называется то, в котором актриса снималась в фильме "Сестра его дворецкого" (1943). Фильм у нас восприняли с особым восторгом, потому что Дина исполняет там фрагменты трех романсов на русском языке – "Эй, ямщик, гони-ка к яру...", "Калитка", "Две гитары". "Это платье у нас в стране знают с конца 40-х годов и именно его называют платьем Дины Дурбин, – рассказывает Тамара Сергеевна. – Мне помогла его сшить моя подруга Жанна Саламатина, которая также по фото и фильму знала его назубок. В Англии все просто обалдели". В одном из номеров журнала фан-движения Дины Дурбин появилась заметка о платье Тамары. Кстати, она была и остается единственной русской в официальном обществе Дины Дурбин. В Англии Тамара Сергеевна побывала еще раз в 2004 году, познакомилась с родной сестрой Дины – Энн, и продолжает свою переписку. Последнее письмо с подписью актрисы она получила совсем недавно и сейчас собирается отправлять в Англию подарок, хочет подарить Дине бусы: "Подарок этот недорогой, но мне было бы приятно, если бы она примерила ту вещь, которую надевала и я". Стены скромной ялтинской квартиры Тамары Сергеевны увешены фотографиями Дины Дурбин, на лацкане плаща или пальто у нее всегда клубный значок с изображением актрисы, а на полке возле телевизора все 22 фильма с участием звезды.

ПИКОВАЯ ДАМА

Тамара Жемчугова-Бутырская не только, по мере возможности, следила за карьерой своих кумиров, но и сама приобщилась к миру кино. Впервые она снялась в массовке 60 лет назад вместе с другими ялтинскими школьниками в фильме "Первоклассница" (1949). Позже у нее появились эпизоды с репликами, а потом и полноценные роли. В фильме "Дневник Печорина" (1990) она сыграла княгиню Лиговскую, а в "Романсе о поэте" (1992) Пиковую даму, где ее партнерами были Николай Караченцев и Ольга Кабо. "Этнический диапазон" созданных ею образов потрясает – она играла латиноамериканок (чилийская женщина в "Звезде и смерти Хоакина Мурьеты", "На краю земли", аргентинка в "Синьоре"), цыганок, якуток, русских и евреек, а социальная шкала – от княгинь и дворянок до нищенок и колдуний. Сегодня на телеэкранах можно увидеть ее недавние работы в сериалах "Ермоловы" (2008) и "Ненависть" (2008). Много лет она работала на Ялтинской киностудии и сейчас продолжает заниматься подбором массовки. Ее банк данных с персоналиями Большой Ялты и организаторские способности по-прежнему востребованы съемочными группами разных стран и киностудий.