По уставу: в Одессе у одного депутата будет столько же прав, сколько у 10 тысяч горожан

15 июня 2011, 19:02
У города появится свой гимн, совет будет присягать, а мэр сможет награждать "Трудовой славой"

В скором времени Одесса может обрести "городскую конституцию" – собственный устав, в котором будут нормы, регулирующие взаимоотношения громады и органов власти. Над составлением этого документа бились долгие 10 лет: начали еще при Боделане, продолжили при Гурвице и вот, наконец, за дело взялся Алексей Костусев. И лед тронулся! Во всяком случае, как объявил на пресс-конференции руководитель авторского коллектива, секретарь горсовета Олег Брындак, текст устава уже готов. Правда, людям его пока показывать нельзя: "Документ анализируется в юридическом департаменте – это ведь регуляторный акт, без правовой экспертизы его публиковать нельзя, – говорит Брындак. – Когда департамент даст свои выводы, мы обязательно обнародуем текст на сайте и в газете "Одесский вестник".

После публикации, обещает секретарь собрания, у одесситов будет целый месяц на то, чтобы послать в мэрию свои предложения и замечания к проекту: "Все правки мы учтем при составлении окончательного варианта текста, который будет вынесен на рассмотрение сессии горсовета". Брындак выразил надежду на то, что устав вступит в силу этой осенью.

Реклама

"ГИМН МОЖНО БУДЕТ ТОЛЬКО ПОСЛУШАТЬ, ИСПОЛНИТЬ НЕЛЬЗЯ"

"Сегодня" удалось добыть в недрах здания на Думской площади текст нашей будущей "конституции". Она состоит из 7 разделов и 43-х статей. Добрую половину устава занимает изложение истории города (с фактическими ошибками – к примеру, ямная и усатовская археологические культуры медного века названы почему-то "неолитическими", – Авт.) и констатация его уникальности. Еще 25% – перечисление местных органов власти и их полномочий. Большинство положений списано из Конституции и соответствующих законов. Добавилась разве что депутатская присяга на верность громаде. Что характерно, клясться наших избранников обяжут на государственном языке.

Еще в уставе есть раздел, посвященный одесской символике – гербу, флагу и гимну. Последним предлагается сделать песню "У Черного моря", причем только в исполнении Леонида Утесова. Авторы слов и музыки шлягера в тексте не упоминаются. Таким образом гимн можно будет только послушать, но не исполнить, так как если поет не Утесов, то гимном песня не является.

Реклама

Разработчики устанавливают три общегородских праздника — День юмора (1 апреля), День Освобождения (10 апреля) и День города (2 сентября). Кроме того, они хотят расширить список муниципальных наград. В частности, к существующим добавят знак "Трудовая слава" – тезку советского ордена, учрежденного в 1974 году.

"ВЛАСТЬ ДЕЛАЕТ УСТАВ ПОД СЕБЯ"

А вот самому главному, – нормам "прямой демократии", которые должны позволить одесситам непосредственно участвовать в управлении родным городом, – посвящено не более четверти документа. Намного меньше, чем в прежних редакциях (2007 и 2009-го годов).

Реклама

"В проекте выхолощены все процедурные моменты, – возмущается доктор юридических наук Михаил Баймуратов, автор редакции 2009-го года. – В результате все предусмотренные уставом инструменты контроля простых одесситов над властью стали чистой воды декларацией".

Как пример – статья о местном референдуме. Если в предыдущих проектах устава детально расписывалось, кто и как его может проводить, то сейчас констатируется только принципиальная возможность плебисцита, а вместо процедуры – ссылка на соответствующий закон "О референдумах в Украине".

"Кому как не бывшей оппозиции знать, что закон мертвый, что он не работает, – говорит политолог Василий Зырянский. – У них же есть опыт: в 2009-м году они пытались отправить в досрочную отставку прежнего мэра. Тогда Думская одним росчерком пера не дала провести референдум".

Много вопросов вызывают положения о т.н. местной инициативе – праве громады вносить на рассмотрение горсовета проекты решений. Сейчас, напомним, это могут делать только депутаты, исполнительные органы совета и городской голова.

Комиссия Олега Брындака установила, что желающие провести такую инициативу должны собрать в течение трех месяцев… 10 тыс. подписей горожан.

"Собрать столько подписей в такие сжатые сроки под силу только крупным партиям, которые и так имеют представительство в совете, – уверен общественный деятель Леонид Штекель. – В 2009-м году предлагалось ограничиться одной тысячью подписей, а разработчики самого первого проекта устава – Андрей Крупник и Алексей Орловский – хотели снизить порог вообще до 300. Новая же редакция фактически отстраняет горожан от управления городом. Но я не удивлен этим фактом. С самого начала работа над проектом велась в закрытом режиме, из группы разработчиков удалили всех представителей общественных организаций и специалистов, оставили только чиновников и депутатов. Вот они сделали устав под себя".

На закрытость процедуры разработки устава обращает внимание и Комитет избирателей Украины: "Мы им неоднократно указывали на то, что подобные документы не принимаются в узком кругу, без участия общественности, но нас не послушали", – сетует руководитель облорганизации КИУ Анатолий Бойко.

"Это только проект, причем еще не окончательная его версия. Конечно же, он несовершен и требует доработки. У всех желающих будет время внести свои предложения, которые мы, обещаю, учтем", – заявил в ответ на критику мэр Алексей Костусев.

Как бы то ни было, смысла ломать копья из-за устава нет, считает известный адвокат и правозащитник Виктор Агеев. "В Украине законы выполняют не регулятивную, а декоративную функцию, – отметил он в интервью "Сегодня". – Думаю то же можно сказать и об уставе города. То есть, обсуждая такого рода тексты, нужно понимать, что обсуждается вид декораций, а не то, что определяет реальные взаимоотношения в обществе".