Почему до сих пор не наказаны виновные в расстрелах на Майдане

20 февраля 2017, 01:45
Отец, муж, сын, брат…. Февраль две тысячи четырнадцатого навсегда забрал их у близких, у тех, кто дышал ими, для кого они и были любовью, преданностью, самой жизнью

В эти дни Украина вспоминает кровавые события февраля 2014-го. Расстрелы на Институтской, атаки на Грушевского, оборона Майдана Независимости. Воспоминания, как кадры фотовспышек – у многих перед глазами до сих пор. И – лица тех, кого провожали в последний путь. Совсем юных, и не повидавших жизнь. Всех их, погибших героев, назвали Небесной сотней. И поклялись найти и наказать виновных. Прошло три года. Никто не забыт, и никто не наказан. Почему такое возможно?

Отец, муж, сын, брат…. Февраль две тысячи четырнадцатого навсегда забрал их у близких, у тех, кто дышал ими, для кого они и были любовью, преданностью, самой жизнью.  

Реклама

Своего Володю Светлана последний раз видела 18 февраля. Рано утром пришел со второй смены, побежал за какой-то справкой, которую должен был получить еще несколько месяцев назад и –  засобирался на Майдан.

Следующая их встреча состоялась 20 февраля: Светлана нашла мужа в  отеле "Украина". Среди убитых.

Прошло три года, а близкие не могут свыкнуться с мыслью, что его нет. Друзья Владимира Чаплинского каждый год поминают его в их любимом месте: в гараже.

Реклама

И сколько Светлана ни пыталась накрывать стол дома, друзья ее мужа стоят на своем: это их место, именно здесь им было о чем поговорить, они помогали друг другу и строили планы на жизнь.

За три года следствия так и не названы имена убийц, виновникам десятков смертей до сих пор не оглашены приговоры. Чиновники от правоохранителей поочередно рапортуют. И, на первый взгляд, цифры внушительные.

Но впечатление меняется если повнимательнее присмотреться: кому и какие приговоры вынесены?

Реклама

Кто-то сел в тюрьму за избиение. За расстрел же майдановцев пока не ответил никто.

Мы встретились с отцом самого юного героя Небесной сотни – семнадцатилетнего Назара Войтовича,  рано утром в Украинском доме.  

Юрий помнит до мелочей тот  день, когда сын из Тернополя собрался в пылающую столицу.

Юрий поверил сыну на слово – его ребенок никогда не врал. А в этот раз решил не говорить правды отцу: это было 5 часов вечера, и на самом деле автобус еще был в Тернополе, в путь отправились только после 22 часов. А значит у Юрия было время на то, чтобы и увидеться с сыном, и возможно, отговорить его. Нужные слова были.

Назар погиб, фактически, через несколько часов после того, как добрался в Киев. Пуля снайпера не пощадила ребенка.  

На долю отца выпало  опознавать своего сына… в переполненном морге.

Мама Назара до сих пор не может говорить о сыне. У нее как будто не только ребенка отобрали, а и саму жизнь.

Уже третий год идет суд над пятью "беркутовцами", участниками событий 20 февраля 2014 года. Еще 21 экс-правоохранитель находится в розыске. Все они убежали из страны, в том числе командир роты Дмитрий Садовник, выпущенный судом под домашний арест. Все эти люди подозреваются в 48 убийствах и нанесении 80 огнестрельных ранений. 

Идентифицировать: кто именно стрелял – по снимкам – экспертиза не в состоянии

По словам Сергея Горбатюка, основные улики – документы и оружие были практически сразу уничтожены.  

Подсудимые своей вины не признают. Ведут себя спокойно, порой кажется, что даже чересчур уверенно.

Возможно, уверенности подсудимым придает поддержка извне: три фамилии из пяти каким-то образом оказались в списках на обмен с так называемой "ДНР".

"Тепер Ви назавжди разом
Тепер Ви назавжди поруч
Об’єднані душі Богом
Закриті очі власноруч
Коханню ніщо не завадить
Ні час, ні життя, ні втрата
Ви жили й померли в любові
Ми тільки вчимось кохати".

Эти слова Игорь написал специально для надгробья родителей. На памятнике будет та же фотография, которая сейчас на сити-лайтах по всему Киеву. Отец Игоря присоединился к матери  страшной зимой 2014,  18 февраля. Старший и младший Кульчицкие  были в тот день на Майдане вместе.

Теперь родственники погибших не представляют: как так может быть, что виновные не наказаны, что просто из зала суда подозреваемый уходит под домашний арест, а потом исчезает, что бывший начальник управления гражданской безопасности при МВД, который, фактически, отправлял "беркут" на задание, сейчас занимает аналогичную должность при Нацгвардии…..  

Родные героев небесной сотни и родственники бывших беркутовцев – граждане одной страны. Которой пришлось платить человеческими жизнями за человеческое будущее.