Почему Майдан отступает

17 февраля 2014, 07:56
Протестующие отдали КГГА власти, но ушли не все. Радикалы компромиссов не хотят и говорят о предательстве

Грушевского. Отсюда ушел и «Беркут»  / Фото: Анастасия Искрицкая

Очередной этап Майдана закончился. Начавшись 19 января с боевых действий на улице Грушевского, продолжившись захватами областных администраций, он должен был завершиться одним из двух сценариев  — либо дальнейшим перерастанием в силовое восстание, либо возвратом к мирной фазе со взаимным отступлением власти и оппозиции. Парадокс, но сейчас мы имеем ситуацию, когда Майдан может начать воплощать в жизнь оба варианта. Правда, это уже будут два разных Майдана.

Катализатором ситуации стало формально завершившееся вчера освобождение здания Киевской горадминистрации. Хотя, собственно, еще в пятницу горящие шины на баррикадах улицы Грушевского показали, что достигнутый политиками компромисс в виде амнистии участникам беспорядков и уменьшения территории Майдана натолкнется на невосприятие радикальной части Майдана.

Реклама

Политики Майдана, естественно, выбрали мирный сценарий. У них не было иного выбора не только в силу собственных предпочтений, но и из-за давления Запада, который (сначала в лице ЕС, а потом и США) призвал отказаться от силовых сценариев. Опять же в силу не столько своего миролюбия, сколько из страха перед ответным силовым сценарием, в котором будет задействована Россия. Поэтому и КГГА, и улицу Грушевского вчера формально сдали.

Объяснять все это Майдану — процедура не из приятных, так что Виталий Кличко, Петр Порошенко и Юрий Луценко предусмотрительно разъехались по регионам. Олег Тягнибок как лидер самой организованной силы Майдана этого сделать не мог: именно "Свободе" в случае необходимости нужно было выполнять полицейские функции для выполнения "майдановской" части компромисса. Для Тягнибока вчерашний день был Рубиконом: либо он наберет очки как человек, способный контролировать Майдан, либо потеряет политический вес даже в своей партии (ведь именно "Свобода" контролировала здание КГГА).

Реклама

Вече к ужатию территории протеста отнеслось спокойно. Зато в сотнях "Самообороны" освобождение КГГА  расценили как "слив" Майдана и предательство революции. "Надо ввести ответственность за сепаратизм на Майдане! И тех, кто освобождает здания, выгонять! — сказал нам один из охранников баррикад. — И не только я так думаю". Проблемы назрели и в "Свободе". Как рассказал нам один из активистов бывшего штаба революции, многие в партии не довольны таким решением высшего руководства: "На заседании штаба они чуть не подрались друг с другом. Тех, кто был против освобождения Киеврады, вообще нейтрализовали всеми способами".

Несколько десятков протестующих из здания ко вчерашнему вечеру так и не вышли: "Мы ничего освобождать не будем. Придут нас штурмовать — что ж, мы один раз от "Беркута" уже отбились. Здание останется за нами". На Грушевского, кстати, ситуация не лучше: там освобождена не вся проезжая часть, а лишь участок для проезда одного автомобиля (да и тот хотят перегородить самовольным КПП). Тем не менее вече вчера потребовало от генпрокурора закрыть все дела на активистов Майдана. Иначе здание КГГА захватят вновь. 

Превратится ли "мирное наступление" в штурм Рады

Реклама

Вече утвердило план "мирного наступления" во вторник: блокирование Верховной Рады с целью вынудить ее проголосовать за возврат политреформы. Фактически это план Юлии Тимошенко, которая не скрывает, что ее цель — не поиск компромисса. Поскольку она уверена (и регионалы это подтверждают), что власть не согласится на быстрый возврат к парламентско-президентской республике, это даст повод "Батькивщине" выйти из переговоров (а остальные наверняка за ней последуют, чтобы не потерять лицо). И это приведет к новой радикализации Майдана. Насколько реален такой план? "Запад против него, — считает политолог Кость Бондаренко. — При этом сценарии в игру вступит Россия, и уже Кремль, а не Запад будет посредником. Тимошенко рассчитывает в этом случае не просто выйти, но и вернуться к власти как лидер радикальной революции, но это может привести к жесткому силовому сценарию. Все зависит от решения лидеров оппозиции. Не исключено, что среди них произойдет раскол".

"Думаю, что "мирное наступление" — это больше "отмазка" для Майдана, которая должна снять ощущение поражения из-за освобождения КГГА, — говорит политолог Владимир Фесенко. — Если это наступление будет таким же символическим, как недавнее шествие "Самообороны", то никакого решения по Конституции не будет. Но сценария, когда часть активистов без ведома оппозиции превратит "мирное наступление" в попытку силового захвата Рады, исключать нельзя".