После катастрофы в "фосфорном" Ожидове рождаются больные дети

15 июля 2010, 07:56
После аварии из села никто не уехал. Выживают за счет огорода и скота

После пожара в Ожидове закрыли молокозавод и стали больше рожать. Фото AFP

Три года назад произошла одна из самых крупных железнодорожных аварий. Возле села Ожидов подо Львовом сошел с рельс товарняк, перевернулись 15 вагонов с ядовитым желтым фосфором. Из-за жары химикаты воспламенились, пожар тушили несколько дней, а вагоны с химией поднимали две недели. В больницы с жалобами на отравление поступило более двух сотен человек — жителей близлежащих сел. Народ, напуганный высказываниями чиновников о "втором Чернобыле", бросал все нажитое и массово выезжал подальше от места аварии. Со временем страсти улеглись, люди вернулись домой. Медики и экологи успокаивают местных, мол, все показатели в пределах нормы. Район не признали зоной бедствия и компенсаций не выплачивали. Но селяне из "фосфорного" Ожидова уверены, что катастрофа подорвала их здоровье.

ПАТОЛОГИИ. Как рассказала нам местная жительница Лиля Рыбак, после аварии в селе стали рождаться детки с врожденными патологиями, у людей находят страшные болячки вроде опухолей. "У меня с тех пор периодически горло дерет, болит, мучает мигрень. И дети, и взрослые сильно кашляют, причем не от простуды. Ноги у многих болят", — жалуется Лиля. Заведующая местным фельдшерским пунктом Анна Голубковская подтвердила нам, что в прошлом году от рака умерли две местные женщины — одной было 48, другой — 51 год. А у двоих из 32 рожденных в прошлом году малышей обнаружили серьезные пороки, в частности, один ребеночек с синдромом Дауна. Больные детки появились у совершенно здоровых родителей. "Но доказать, что болячки появляются из-за фосфорной аварии, нельзя. Сейчас везде экология плохая, люди болеют и в других селах. В Ожидове всплеска заболеваемости нет, разве что чаще стали жаловаться на скачки давления", — уверяет медик.

Реклама

РОЖАЮТ БОЛЬШЕ. Впрочем, после пережитого кошмара селяне не стремятся выехать из "отравленного" Ожидова (здесь продолжает жить больше двух тысяч человек, как и до аварии). Наоборот, с тех пор в селе... увеличилась рождаемость больше, чем вдвое. "До катастрофы в год рождались 11—15 малышей, — рассказывает председатель сельского совета Александра Шах. — А в прошлом году родилось больше трех десятков детишек. Может, это связано с повышением выплат на новорожденных, а может, как-то катастрофа сказалась". Шах не склонна связывать жалобы земляков с последствиями ЧП, но все же хочет, чтобы людей проверили специалисты: "В районе медицина в ужасном состоянии. Местным врачам трудно поставить правильный диагноз, оборудования нет. Выбраться на обследование в город тяжело, люди привязаны к хозяйству. Надо, чтобы в село приехала выездная лаборатория".

ИЗ-ЗА ФОСФОРА БЕЗ РАБОТЫ. Сельская начальница сокрушается, что из-за аварии стало больше безработных. В селе закрыли молокозавод — заказчики боялись брать местное молоко, опасаясь, что оно заражено фосфором. 120 местных оказались на улице. Кто-то из них уехал на заработки, кто-то выживает благодаря огороду и скоту. Кстати, сразу после ЧП в Ожидове уродилась картошка огромных размеров, как никогда. Селяне еще шутили, мол, фосфор удобрил им урожай. Правда, сбыть ее было непросто — на базарах панически боялись покупать ожидовские овощи. "Хоть специалисты не обнаружили фосфора в наших овощах и ягодах, — успокаивает Шах. — В этом году из-за частых дождей картошка вообще не уродила". Во Львовской областной СЭС убеждают, что по результатам проверок показатели грунта, воды и растительности в Ожидове и соседних селах в порядке.

Реклама

ЗНАК СВЫШЕ

Недавно жители Ожидова увидели Богоматерь и Христа. Их изображения селяне увидели на окне одного из домов. Правда, фотоаппарат не "видит" лики, их воспринимает лишь живой взгляд. Теперь священники правят возле хаты службы, сюда приезжают паломники, привозят болеющих детей в надежде на исцеление. "Богоматерь в сине-голубых тонах, а это знак воды, очищения", — говорит Екатерина Сенив.