Последний дважды Герой: 219 раз смотрел смерти в глаза, а на парад Победы не попал из-за плохой погоды

28 января 2008, 13:23
В Великую Отечественную дважды Героями Советского Союза стали 115 человек, 65 из них — летчики. Накануне этой даты "Сегодня" побывала в гостях у Героя.

Фото из личного архива

На сегодня здравствуют пятеро, из них в Украине только один — летчик-штурмовик Анатолий Недбайло, которому вчера исполнилось 85 лет.

Анатолий Константинович встретил нас в постели.

Реклама

— Болею, — пожаловался старый генерал. — Недавно лежал в больнице, глаз мне оперировали. После операции упал неудачно, повредил позвоночник, травмированный еще в войну во время аварийной посадки на подбитом штурмовике Ил-2. Теперь почти не встаю. День рождения скоро, а я не знаю, как гостей встречать буду.

НАГРАДА "ЗА ДЫМ". Ветеран рассказал, как в 1943-м, он, 20-летний младший лейтенант, получил первое боевое крещение на реке Северный Донец, недалеко от своей малой родины — города Изюм. Тогда мотор самолета Ил-2, которым управлял Недбайло, загорелся от попадания осколка снаряда, выпущенного из немецкой зенитки, но летчик дотянул до аэродрома. А первым орденом — Красной Звезды, лейтенанта наградили "за дым" — постановку дымовой завесы на большом участке фронта. Дым лишил фашистов возможности наблюдать за идущими в атаку красноармейцами и сохранил жизнь многим из них. Потом за два года войны Недбайло заслужил еще семь орденов: Ленина, три — Красного Знамени, два — Отечественной войны и Александра Невского. И две Золотые Звезды Героя Советского Союза, причем с перерывом всего в два месяца: первый Указ от 19.4.45 г., второй — от 29.6.45 г.

— У штурмовиков Героя давали тем, кто совершил 100 боевых вылетов и при этом выжил. Я летал на штурмовку 219 раз, под конец войны — по 2—3 раза в день, неоднократно был ранен, но, видно, судьба хранила.

Реклама

— Вы не боялись столько раз смотреть в глаза смерти?

— Боялся. Но только до тех пор, пока не сел в кабину штурмовика. А потом страх куда-то исчезал, оставалось только желание нанести как можно больший урон врагу и живым вернуться к своим.

— О чем сожалели в жизни?

Реклама

— Что не участвовал в 1945 году в параде Победы. Я должен был лететь над Красной площадью в составе звена штурмовиков Ил-2. Мы много тренировались, были отлично готовы, но из-за низкой облачности полеты авиации отменили из соображений безопасности.

ЛЕНИНА УКРАЛИ. Но почему на генеральском кителе — только пустая орденская колодка и нет золотого кругляшка с профилем "вождя мирового пролетариата" ?

— Украли его, — на глаза Анатолия Константиновича наворачиваются слезы обиды. — Зашел как-то один проходимец, сказал, что он из собеса, попросил заполнить бланки якобы на получение 300 грн. матпомощи. Пока я отвернулся, негодяй снял с мундира самое ценное: орден Ленина, сделанный из золота, орден Александра Невского, звезды Героя и был таков. К счастью, вместо золотых звезд на мундире были латунные муляжи, а вот ордена — настоящие. Мы, конечно, заявили в милицию, но что толку? Теперь храним уцелевшие награды в банковском сейфе.

ПЛАТЬЕ ИЗ ПАРАШЮТА. — Не печалься, Константиныч, здоровье дороже, — вступает в разговор его супруга Екатерина Михайловна. — Вспомни лучше, как мы в 45-м году после победы нашу свадьбу играли! Мы в одном полку служили, он пришел в 43-м младшим лейтенантом, а к концу войны уже майором был, командиром эскадрильи, Героем Советского Союза, вторую Звезду не успели еще вручить. А я — сержантом. С 1942 года воевала, оружейницей. С девчатами подвешивали к Ил-2 бомбы весом в 100—200 кг, пушки, пулеметы летчикам заряжали. Потом в штаб меня перевели. Я сперва не хотела замуж, хоть и симпатизировали мы с Анатолием друг другу. Говорила: мол, сперва институт надо закончить. И потом, я родом из Саратова, ты — с Украины, найдешь себе на родине девушку. Он: "Только ты, Катенька, мне люба. А со мной ты какой захочешь институт закончишь!" Короче, уговорил. Пошили мне девчата из парашютного шелка белое платье, ему — рубаху и сыграли веселую свадьбу всем полком. Скоро 63 года, как мы вместе. Двоих сыновей вырастили: старший, Владимир — мастер спорта, в гандбол играл, младший, Виктор — полковник. Уже есть и правнуки.

ГЕРОЯМ — БЕЗ ОЧЕРЕДИ. После войны летчик-герой закончил военную Академию, остался в армии, и ушел в отставку в 1983 году генералом. Чувствовал ли он себя каким-то особенным человеком, по сравнению с простыми смертными?

— Да, — улыбается Анатолий Константинович. — Герои Советского Союза имели право не стоять в очереди. Во времена тотального дефицита и огромных очередей — льгота очень актуальная. Впрочем, когда стал генералом, эта проблема отпала, все привозили на дом.

РЫЦАРЬ ОРДЕНА БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО

Есть у Анатолия Недбайло и награды независимой Украины. Это не только юбилейные медали, которыми награждали всех ветеранов к 60-летию освобождения Украины от фашизма и к 60-летию Победы, но и высший военный орден — Богдана Хмельницкого трех степеней — первой, второй и третьей, все вручены за активную работу в совете ветеранов. Выходит, он не только единственный в Украине ныне здравствующий дважды Герой Советского Союза, но и полный кавалер (по статуту этой награды "лыцарь") ордена Богдана Хмельницкого. Таких рыцарей в Украине чуть более десятка, а Недбайло стал в 2005 году третьим по счету. Генерал украинскими наградами гордится так же, как и советскими.

ЗВЕЗДУ ГЕРОЯДАВАЛИ ЗА 100 ВЫЛЕТОВ

В годы Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза присваивали летчикам, совершившим 100 и более боевых вылетов на самолете-штурмовике Ил-2. Но, учитывая, что потери среди штурмовиков были огромными, до 100 вылетов дотягивали очень немногие. А дважды Героев всего 26 человек — 40% летчиков, удостоенных двух Золотых Звезд!