Погибшая в "Домодедово" одесская писательница боялась полетов и мечтала родить второго ребенка

26 января 2011, 00:05
Драматург и поэтесса Анна Яблонская покорила театры России, но оказалась невостребованной на родине

В своем интернет-журнале за месяц до гибели Анна написала: «Мне кажется, что у меня осталось мало времени...». Фото ЖЖ

Московская трагедия не обошла стороной и Украину. И как это, увы, часто бывает, забрала с собой лучших. Жертвой теракта стала наша землячка — одесский драматург и поэтесса Анна Яблонская (по мужу — Машутина). Анна летела в Москву на вручение премии журнала "Искусство кино" (за последнюю пьесу "Язычники") рейсом компании "Трансаэро", который приземлился в "Домодедово" за 27 минут до взрыва.

Читайте также: В Домодедово погибла молодой украинский драматург (Обновлено)

Реклама

В момент происшествия девушка проходила паспортный контроль. Близкие рассказывают, что сразу после того, как СМИ сообщили о террористической атаке, муж Ани Артем пытался дозвониться ей по мобильному телефону. Но на звонок ответил сотрудник ФСБ, стоявший рядом с ее телом. Он сказал, что "Ани нет". Спустя несколько часов имя молодой писательницы, которая сумела в неполных 30 лет заработать все самые престижные театральные награды России, появилось в официальном списке погибших.

Организаторы премии "Личное дело-2010" не стали останавливать церемонию награждения, когда не смогли связаться с Анной, — надеясь, что она просто не может вырваться из аэропорта. Премию, скорее всего, получит семья одесситки.

Смотрите фото: Теракт в Домодедово: погибшая украинка Анна Яблонская

Реклама

Анна Яблонская родилась в Одессе в 1981 г. в семье известного журналиста Григория Яблонского. Окончила юракадемию, работала в сфере маркетинга, связей с общественностью, писала для женских журналов. "Занималась всякой ерундой", — так охарактеризовала она этот этап своей жизни в одном из последних интервью. В 1997-м заняла второе место на одесском конкурсе "Мисс пресса". "На ней была юбка полусолнышком, кофта и шапка типа "пилотки". Анна взялась за края юбочки (мини, разумеется), на секунду распахнула ее, произнесла свою фразу, и запахнула, — рассказывает организатор конкурса, редактор газеты "Порто-франко" Александр Галяс. — Если бы в зале не сидела, в общем-то, интеллигентная публика, можно было бы сказать: "Зал стонал от восторга". Кстати, одной из наград, которую ей вручили, был прыжок с парашютом. Она с радостью воспользовалась этой возможностью".

В какой-то момент Аня открыла для себя поэзию, потом прозу — публиковала рассказы в местных изданиях. В 2000-х занялась драматургией и сразу обратила на себя внимание критиков. В 2004-м стала постоянным автором престижного российского литературного журнала "Октябрь". Но первым открыл талантливого литератора крупный российский театровед Павел Руднев. В интервью "Сегодня" он вспоминает: "Яблонская — один из самых ярких драматургов новой волны. Она была вдохновительницей и идеологом "женской линии" в русскоязычном театре. Причем, парадокс в том, что линия эта совсем неженская, очень жесткая, несентиментальная. Впрочем, Аня, как та кошка, которая приземляется всегда на четыре лапы, умела завершать свои работы победой жизни над смертью. В ее жестоком, чудовищном, очень страшном мире всегда была надежда и какой-то настрой на позитив. Да и сама она была позитивным человеком, очень живой и работоспособной. Ну и, конечно, очень красивой — ангельской красотой, простой, не гламурной".

В своем интернет-журнале за месяц до гибели Анна написала: "Мне кажется, что у меня осталось мало времени..." "Ее долго не замечали, возможно, из-за возраста, хотя она успела достичь гораздо больше, чем многие ее ровесники. Пьесы долгое время не ставились, и это вгоняло ее в депрессию, — говорит журналист, вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. — Какое-то улучшение наметилось только в последние годы".

Реклама

"Думаю о том, что я сделала в жизни и что не сделала, — писала она 16 октября прошлого года. — Т.е. я не имею в виду мои какие-то достижения (смешно), а вот просто что-то такое, о чем потом можно будет рассказывать в старости. Например, о том, как в молодости я очень боялась старости. Как прыгала с парашютом в 15 лет и как ела ЛСД в 25. О том, как в 19 в припадке любовной лихорадки взяла ножницы и откоцала целую прядь волос и отослала в конверте тому, кому... И как в 21 провела целую ночь в московском обезьяннике (район Красной Пресни) вместе с бомжами и проститутками в первый же мой приезд в столицу – за отсутствие регистрации... И как в 28 в Афинах ночью к нам в дом забрались воры через оставленное мной открытое окно, и мы чудом остались живы и нас даже газом не отравили. И как во время восстания на углу улицы стали громить банк и как ехали по дороге мимо горящих машин, которые могли взорваться любой момент..."

К слову, Анна очень боялась перелетов: два года назад она едва не попала в авиакатастрофу. Пилот, заходя на посадку, "промазал" мимо полосы аэродрома, но в последний момент успел набрать высоту. "Оказывается, если выпить перед взлетом — лететь почти не страшно, — признавалась она позже друзьям в Сети. — Почти. Вообще плохо, что нет у меня никаких вредных привычек. Что я идеальная такая. Один грех — меланхолия".

Точная дата и место похорон драматурга не известна, поскольку тела всех погибших в теракте пока остаются в московском отделении судебно-медицинской экспертизы и моргах. Родственникам тела обещают передать не раньше, чем в четверг. Президент Виктор Янукович выразил соболезнования семье Анны и поручил МИДу оказывать всяческую помощь родственникам погибшей. Ряд российских театральных деятелей организовал сбор денег для семьи Яблонской, а театр "Парафраз" даже заявил о намерении перечислить Машутиным всю выручку от февральского показа спектакля по пьесе Анны Яблонской "Где-то и около".

ХОТЕЛА ЗАВЕСТИ ВТОРОГО РЕБЕНКА

Как стало известно "Сегодня", муж Анны – Артем Машутин – вместе с матерью писательницы и ее дочерью Машей спешно вылетел в Москву. С прессой он, по понятным причинам, общаться не пожелал. В свою очередь, друзья супругов Машутиных говорят, что они были очень хорошей парой. "Он ее очень любил, было заметно, что она счастлива", – поведал нам Павел Руднев. Жила семья в обычной многоэтажке на Люстдорфской дороге. По словам Алексея Цыганкова, друга детства Артема Машутина, муж на год старше Ани. Он окончил Одесский морской национальный университет, и сейчас работает менеджером по морским перевозкам в международной фрахтовой компании. "Артем обеспечивал семью, и они могли позволить себе путешествовать. Например, свой последний день рождения Аня встретила в Лондоне", – рассказала нам одна из подруг Яблонской Ольга. Маше Машутиной недавно исполнилось три годика. "Дочка стала, как говорила Аня, смыслом ее жизни. Жизни, которая так нелепо оборвалась", – написал в своем блоге одесский поэт Борис Херсонский.

"Мне очень приятно было наблюдать за счастьем этой семьи, наши дети ходят в одну группу в школе развития, детки маленькие – все занятия проводят вместе с мамами, – пишет блоггер i_gra. – Горе, которое постигло эту семью, эту чудную девочку, которая так похожа на свою мать, любящего мужа и отца – просто в голове не укладывается". К слову, Яблонская мечтала о втором ребенке.

ТЕАТРЫ НЕ ПУСКАЛИ НА ПОРОГ

И друзья Ани, и театральные критики в один голос говорят: будучи довольно известной в России, Яблонская оставалась совершенно невостребованной на родине. "Невероятно, но факт. У нас она была обласкана театральной общественностью – и премии, и постановки, – а в Одессе поставили всего один ее небольшой спектакль ("Дверь", режиссер Наталья Князева, – Авт.)", – утверждает Павел Руднев.

А вот что писала по этому поводу сама Анна: "Несколько раз в моей жизни меня принимали за проститутку. В последний раз это случилось в моем родном городе, где, как известно, меня на порог не пускают ни в один из наших богоспасаемых театров. Так вот, нашелся добрый человек – журналистка одной газеты, которая из самых лучших побуждений решила отнести мои пьесы завлиту и директору одного большого одесского театра, наивно полагая, что они, действительно, слепо-глухо-немые и никогда ничего обо мне не слышали. Директор театра вместе с завлитом журналистку выслушали, пьесу засунули в ящик стола, даже не взглянув, и директор сказал ей буквально следующее: "Пусть она ко мне придет, я на нее, на эту девочку посмотрю и тогда, может прочту эту пьесу".

Не стеснялась в оценках она и в официальных интервью: "Одесса никогда не была театральным городом, а в последнее время представляет совершенно жалкий вид, – говорила она журналу "Современная драматургия". – Культурная жизнь в нашем городе обитает не там, где обычно принято ее искать: в любом одесском дворике театра больше, чем в здании с колоннами, театр говорит на мертвом языке, Привоз – на живом, на улицах – настоящие люди, на сцене – существа из фильмов про зомби: неестественно двигаются, говорят, смотрят. И самое главное – они не интересуются людьми, их жизнью, в конце концов – миром вокруг!"

"К сожалению, одесские театры боятся всего современного", – констатирует театральный критик и журналист Мария Гудыма.

"ТЕАТР – ЭТО КАК ГРУППОВОЙ СЕКС"

Анна Яблонская написала 13 пьес, часть из которых с успехом шла на театральных сценах. В этом году в Челябинске и московском "Театре.doc" пройдет премьера ее "Чацкого".

Премию "Искусства кино" Анна должна была получить за последнее произведение – "Язычники", – которое, возможно, будет экранизировано. Пьеса эта, утверждают специалисты, отличается удивительно красивым и сочным языком, близка хорошей русской классике. Это история о кризисе веры в современном обществе, о метаниях человека, лишившегося традиционных ценностей, в поиске новых и о крайностях, куда этот поиск может завести. Сюжет "Язычников" таков. В не самую благополучную семью – отец, мать и дочь – внезапно приезжает верующая бабушка, которая повсюду развешивает иконы и истово молится на них. Жизнь преображается в лучшую сторону – отец находит работу, мать, которая трудится риелтором, успешно продает за большие деньги склад; сосед-пьяница бросает пить и материться. Все было уверовали в чудо, которое якобы явил им Бог, но тут так же неожиданно происходит несчастье – дочка, Кристина, бросается с балкона. Семья забывает о Боге и ударяется в другую крайность – языческие ритуалы. В результате девочка остается жить, а умирает бабушка...

"Творчество Анны можно назвать неонеореализмом – оно очень современное и злободневное. Она вообще весьма документальный и натуралистичный драматург, эдакий слухач, все улавливающий и подмечающий", – говорит Павел Руднев.

"Театр – самое современное искусство на свете, без свежих мыслей, без новых высказываний, без современных пьес он просто чахнет, засыхает, его нет", – эту фразу из интервью "Современной драматургии", пожалуй, можно назвать творческим кредо Яблонской. А еще она весьма философски относилась к критическим замечаниям в адрес своих произведений: "Театр – это как групповой секс. Кто-то обязательно останется недоволен".

В понедельник в нескольких театральных студиях Москвы прошли вечера, посвященные Анне Яблонской. Читали ее "Монодиалоги"…