Польский удар по нашим "мурахам": Визы отняли у приграничных челноков бизнес

24 января 2008, 08:00
После Нового года пешеходный пункт пропуска Шегини— Медыка свободен. Виз нет ни у одного из бывших челноков.

Обычно многолюдный пеший переход "Шегини" на украинско-польской границе после Нового года опустел. По ранее популярному среди челноков пункту теперь снуют в основном поляки. Украинцы, которые ранее всегда стояли там в многочасовой очереди, после введения шенгенских виз остались не у дел. Они теперь не могут получить визы в Польшу, поскольку как безработные не в состоянии предоставить в консульство справки о доходах — их заработку, состоявшему ранее из "навара" от продажи на "той стороне" водки и сигарет, конец — до подписания договора о малом приграничном движении еще как минимум месяц. Зато для обладателей шенгенской визы опустевшие "Шегини" теперь самый простой и быстрый способ пересечь границу. Прошел сто метров, и ты уже практически в польском Перемышле, до вокзала 15 минут на маршрутке. А там перекладными можно рвануть и в другие страны Европы.

"ПРОДАЕМ ЗАНАЧКУ". Тишь да гладь в "Шегинях" выглядит очень непривычно. Еще до Нового года в день переход пересекало около пяти тысяч человек. Упакованные водкой и сигаретами, они выстаивали 5—6-часовую очередь, чтобы по ту сторону границы, на польском базаре продать свой нехитрый товар дороже. По закону, можно было пронести лишь блок сигарет и литр водки, поэтому "лишний" товар прятали под одежду, в нижнее белье, обвязывая скотчем, и даже ухитрялись утрамбовывать в обувь. За одну ходку челноки, или "мурашки", зарабатывали $10—20, переходить границу удавалось всего 2—3 раза в день из-за очередей, то есть в месяц удавалось заработать не больше $600.

Реклама

Оксана Приходько из соседнего с Шегинями села Буцив рассказала нам, что "гандлевала" (возила через границу товар) вся ее семья — муж и две старшие дочки. "Каждый из нас зарабатывал около 600 долларов в месяц на сигаретно-алкогольном бизнесе. Хату достроили, мебель купили. А как проблемы с визами начались, так все и оборвалось. Сейчас вот проедаем заначку, отложенную на черный день. Другой работы с таким же заработком найти нереально даже во Львове", — жалуется селянка.

ПОЛЯКИ-ПЕРЕХВАТЧИКИ. Как рассказал "Сегодня" житель Шегиней Степан Параска, в Перемышле у него живет дочка, на новогодние праздники он хотел поехать к ней в гости, но не смог из-за отсутствия визы. "Сделать визу для меня не проблема. Но толку? Она выдается на 90 дней и дает право на одно или два пересечения границы". Раньше они тоже не тужили — переходили пункт "Шегини" по пару раз в день и не томились в очереди – для них был отдельный коридор. А с Нового года, когда украинцы исчезли с пешего перехода, их прибыль значительно выросла. Конкурентов ведь нет", — рассуждает Елена Бойко из Шегинь. По словам селян, поляки выметают из их магазинов не только водку и сигареты, но и воду, чай, конфеты, хлеб. Заправляют полные баки и несколько канистр бензином, который у них вдвое дороже, и везут на продажу.

Как уже сообщала "Сегодня", челноки перекрывали крупные пункты пропуска: "Краковец", "Рава-Русская" и "Шегини", требуя упростить режим пересечения границы для жителей приграничных сел. Они разблокировали границу с условием, что до 1 февраля украинские власти добьются от Польши подписания договора о малом пограничном движении, который даст им возможность попасть к полякам и вновь заняться челночным бизнесом.

Реклама

ЛЕГЧЕ НЕ БУДЕТ В среду СМИ сообщили, что Польша уже не требует ни трудовую книжку, ни справок с работы и из банка. Однако в польском консульстве во Львове нам опровергли эту информацию — минимален перечень документов только для тех, кто хочет получить визу на учебу или работу в Польше, а также едут к супругам, проживающим в этой стране. Для челноков облегчения пока не предвидится.