Попытка сломать целый народ далась Сталину и его пособникам нелегко

27 ноября 2016, 23:17
Она вполне могла стоить им власти

Однако попытка сломать целый народ далась Сталину и его пособникам нелегко. Она вполне могла стоить им власти. К примеру, армию, состоявшую в основном из бывших крестьян, боялись задействовать в конфискации хлеба и подавлении сопротивления – войска вполне могли перейти на сторону народа.

Да и сами мирные хлеборобы не собирались умирать покорно. Украина запылала. Более четырех тысяч восстаний. 

Реклама

Днепропетровская область. Земля черна и плодородна. В народе говорят: "Палку вставь, и та прорастет".

Конец двадцатых годов. Украинское село процветает. В стране новая экономическая политика. Люди потихоньку стали забывать ужас красного террора.

Рынок был перенасыщен сельхозпродукцией. Те, люди, которые сдавали сверх нормы зерно государству, государство с ним расплачивалось червонным золотом.

Реклама

Валентина Васильевна – преподаватель терновской школы Павлоградского района. Ее родственники Глебовы и Константиновы к началу 30-х годов трудолюбивые и обеспеченные крестьяне. Для советской власти – кулаки.

Именно родичи Валентины станут организаторами одного из самых массовых крестьянских восстаний против большевиков.

Но благополучие крестьянства не входило в планы советов. Стране нужны деньги на индустриализацию. Где их взять? Очередной раз ограбить село.

Реклама

Власть вернулась к проверенным репрессивным методам.

В тот же период в селах вводится ноу-хау советской власти – коллективизация. Что это? Это когда у вас есть корова, куры, утки, плуг, лошадь и полный хлеба амбар, но в один момент все это забирает государство.

Вот архивное фото суда над куркулем, человеком, который не хотел отдавать добро, нажитое своим трудом.

Трудолюбивые крестьяне коллективизацию не приняли.

Они знали, что за этим последует, и не ошиблись. Последовали голод и мор.

Деды Валентины Черновой терпеть не стали. Села Богдановка и Терновка превратились в центры восстания.

Началось все в субботу. Крестьяне другого выхода не видели: их семьи на краю гибели, все зерно, какое было, отобрали, сеять нечем, скотина дохнет.

Сейчас старый центр Терновки выглядит вот так. Единственные сооружения, которые сохранились с того времени, это вот это здание, которое принадлежало заготовительному пункту и магазину кооперации. Именно здесь повстанцы заблокировали председателя сельсовета и двух активистов.

В селе таких называли голодранцами. Работать не хотели, но активно агитировали за советскую власть. Говорить не мешки ворочать.

Ненависть к таким у крестьян была особая.

Вот еще одно фото участников событий.

Повстанцы обрезали телефонную связь, чтобы коммунисты не могли вызвать помощь. Главным в восстании был Константин Глебов – брат деда Валентины Васильевны.

Восставшее селянство взялось громить советские учреждения, колхозы и коммуны.

Села Богдановка, Терновка и близлежащие хутора готовились к обороне.

Следующей целью было идти на Павлоград.

Исследователи говорят что они должны были воссоединиться с командиром воинской части города Павлограда.

В этот же период времени восстания вспыхивают по всей Украине. Крестьяне не желают умирать добровольно. Органы Государственного политического управления, или ГПУ, фиксируют более четырех тысяч крестьянских бунтов. Вот записка главы ГПУ Украинской УССР Всеволода Балицкого о ситуации в Тульчинской округе.

В некоторых селах – вооружённые выступления. Вырыты окопы вокруг сел, которые заняты вооруженными (людьми), не пускающими в село.

В отдельных селах поют "Ще не вмерла Україна" и выбрасывают лозунги "Долой Советскую власть, да здравствует самостійна Україна".

Двигаясь на Павлоград, повстанцы Богдановки и Терновки надеялись на военных, которые обещали поддержку.

Но до Павлограда нужно было еще добраться. На подавление селян уже отправили подразделения НКВД.

Началась перестрелка. В этой перестрелке погибло 13 человек повстанцев. Был ранен начальник петропавловской милиции.

Звягинцева Вера Ивановна, очевидец этих событий, она была маленькая и говорит: за мамку ухватились. А нас трое. За мамку ухватились за платье и все рыдают. Они видели поражение. Они предчувствовали, что их мужей будут арестовывать сто процентов.

Селяне были плохо вооружены: косы, палки, лопаты. Редко у кого винтовка или револьвер.

От военных помощь не пришла. Семью бабушки Валентины Васильевны арестовали сразу.

Всего к расстрелу приговорили 21-го участника.

Украинские восстания испугали Сталина. Принудительную коллективизацию притормозили. Крестьяне опять получили возможность работать на своей земле. Но как только протестные настроения стихли, в Кремле созрел план чудовищного наказания. Для всех.

Отбирать стали все. Удивительно, но вторая бабушка Валентины Васильевны по отцу как раз была среди тех, кто пошел по дворам – за последним хлебом.

Вот редкое фото, как красные активисты нашли спрятанный хлеб.

Начался голодомор. Раскулаченная бабушка Валентины Васильевны осталась вдовой: мужа убили за попытку добыть мясо издохшей лошади. А потом голод забрал детей.

Люди пухли с голоду, но по-прежнему сопротивлялись, даже в 1932-м.

Украинцы боролись, пока голод не убил всех, способных сопротивляться.

В семье Валентины Васильевны ни о восстании, ни о голодоморе не принято было говорить. Ее родители познакомились и поженились уже в 50-х годах. Но ненависть между бабушками осталась навсегда.

Украина. XXI век. Землю крестьянам давно вернули. Но возродить былую жизнь не удалось.

Эту и другие новости вы можете посмотреть в выпуске информационной программы "События недели" на канале "Украина".