Потомки советской партгосноменклатуры: "Дочь Сталина говорила будто с закрытым ртом"

22 сентября 2008, 21:13
Прадед киевского художника Андрея Кулагина учился с Лениным и Керенским. Дед был назначен в "кабмин" Сталина. А художник рисовал его дочку.

Художник Кулагин. Любит рисовать знаменитостей; фото Г.Салая

Мы начинаем проект о потомках советской партгосноменклатуры. Сегодня речь пойдет о киевском художнике Андрее Кулагине, внуке Федора Ивановича Кулагина, который в 1936-м должен был стать сталинским наркомом, возглавив наркомат внешней торговли СССР в Москве.

У Андрея Павловича интересные предки. Его прадед (по бабушкиной линии) Степан Петрович Фомин (происходил из бывших крепостных) родился в Симбирске в один год с Лениным и учился с ним и будущим главой Временного правительства Александром Керенским в одной гимназии. В молодости прадед переехал в Сибирь, где стал капитаном парохода "Стрела", плавающим по Енисею. Там ему довелось поработать с инженером Вячеславом Шишковым, будущим автором знаменитого романа "Угрюм-река". Когда из сибирской ссылки в европейскую часть России возвращался писатель Владимир Короленко, то он отдыхал на даче прадеда в Белокаменке под Семипалатинском (сейчас он входит в состав Казахстана, а тогда был простым сибирским казачьим городком). Дачу прадеду подарил царь Николай II. Тогда же ему дали и личное дворянство.

Реклама

ДРУГ БАЖОВА."У деда Федора Ивановича, который женился на дочери Степана Петровича, была тоже интересная биография, — рассказывает Кулагин-внук. — Во время гражданской войны он воевал на стороне красных, был командиром бригады, которая отбила от колчаковцев Семипалатинск. Комбригом был Павел Бажов, знаменитый уральский писатель-сказочник. С ним у деда произошла интересная история. Когда в Семипалатинске установили советскую власть и его бригада двинулась к Омску, пришла телеграмма, что в городе вспыхнул мятеж эсеров, и назначенный руководить областной газетой Бажов сидит под арестом. Дед развернул бригаду и снова пошел на город, устанавливать советскую власть. Причиной похода было освобождение друга", — говорит Андрей.

В 20-х годах Федор Кулагин был советским консулом в Китае (в маленьком китайском городке Заисан на границе с Казахстаном). Из-за того, что сгорела пушнина, которая шла в Поднебесную с территории СССР, ему дали год тюрьмы, но благодаря вмешательству всесоюзного старосты Михаила Калинина, с которым дед был лично знаком, его выпускают, реабилитируют и назначают наркомом внешней торговли Казахской ССР. Вот с этого поста его и должны были забрать в Москву, направление уже было, семья готовилась к переезду, но тут случилась операция на позвоночнике (последствие ранения в Гражданскую). Она была неудачной, и Федор Кулагин умер... "Бабушка потом говорила мне: "Хорошо, что Федя умер. Если бы остался жив, то его посадили бы в 37-м". Семья Кулагиных так и осталась в Казахстане, в Семипалатинске. Там и родился Андрей. Там же получил художественное образование. "Во время Великой Отечественной туда в эвакуацию попал цвет советской профессуры — врачи, педагоги. Многие там остались и после войны. Так что культурная среда в городе была".

РИХТЕР. В 1984-м Андрею пришлось писать великого русского советского пианиста Святослава Рихтера, который гастролировал в Семипалатинске. "Приезд Святослава Теофиловича вызвал ажиотаж. К двухэтажной обкомовской гостинице, где его поселили, валили толпы поклонников". Концерт пианиста запомнился в городе не только благодаря мастерству Рихтера, но и необычному его поведению. "Святослав Теофилович потребовал, чтобы в зале был полностью выключен свет. Единственная лампочка, которую он оставил была около него, освещая клавиши и партитуру, которые ему переворачивала девушка. Вот так мы все слушали Шуберта в темноте. Еще одним его завихрением было принимать от публики цветы, разворачивая целлофан и бросая его на сцену. Мол, нельзя в целлофан заворачивать цветы. Вот так вся сцена во время концерта была им усыпана. Когда включили свет, целлофан шелестел под ногами".

Реклама

ПАПА РИМСКИЙ. В 1992 году Кулагину довелось быть руководителем реставрационных работ католического костела в городке Тальное в Черкасской области (туда он переехал из Казахстана в 1987 году, когда оттуда начали выкидывать русских). Он был построен в 1702 году одним из польских аристократов Потоцким. В конце XVIII века, уже при Российской империи, костел перешел в собственность графа Шувалова (его жена была внучкой знаменитой Софии Потоцкой, в честь которой и назван знаменитый уманский парк "Софиевка") вместе с охотничьим замком. "Костел был в полуразрушенном состоянии — в нем после революции была типография, потом курятник, а затем цех по производству памятников. Чтобы восстановить костел, мне нужны были его чертежи. В наших архивах их не было, поэтому я обратился в посольство Ватикана в Украине". Андрей познакомился с Миланом Сашеком, секретарем ватиканской нунциатуры в Киеве. "Чертежей мы так и не нашли, но подружились. Я сначала написал его портрет, потом портрет посла святого престола Антонио Франко. По фотографии и в полный рост. Антонио был растроган и даже хотел заплатить мне, но я отказался". Вот тогда Сашек и предложил Кулагину написать портрет Иоанна Павла II. "Мне опять принесли фото папы в разных ракурсах. Писалось невероятно легко и быстро. Сделал портрет за два дня. Сейчас он висит в Ватиканской галерее".

СВЕТЛАНА СТАЛИНА. Кулагину удалось нарисовать и Светлану Аллилуеву, дочь Сталина. "Встретились мы с ней случайно. В августе 2007 года у меня была выставка в Париже. Культуролог Ол (Ольга) Миджли, эмигрантка из СССР, устраивающая в Европе выставки русских художников, привела меня на квартиру к каким-то своим знакомым, тоже из мира искусства. Заходим в гостиную, там сидит пожилая женщина. Одета она была в какую-то кофточку. Хотя и произвела впечатление "бедного пенсионера", но во всем чувствовалась невероятная аккуратность и педантичность. Говорила мало и тихо, даже создавалось впечатление, что говорит закрытым ртом. Нас познакомили, после чего мы разошлись в разные углы гостиной. Сидим с Ол, пьем кофе, беседуем, а она мне так между прочим говорит: "А знаешь, эта женщина — дочь Сталина". От такой неожиданности я даже врос в кресло... Во-первых, передо мной сидела сама История, во-вторых, нахлынули воспоминания о деде. Сразу решил ее нарисовать. Попросил у хозяев альбомный лист, карандаш был всегда при мне, и за 15 минут сделал набросок. Запомнилось, что, разговаривая с хозяевами квартиры, она говорила о каком-то парижском кладбище. После того как окончил рисунок, показал ей. Она слабо улыбнулась и кивнула мне, мол, нормально получилось. Я почувствовал, что она хоть и очень интеллигентный, но все-таки неконтактный человек, сразу же устанавливает с незнакомыми людьми дистанцию".

Реклама