Повара кулинарного театра развлекают зрителей готовкой и получают за вечер до 500$

11 июня 2008, 15:57
В Украине появилась новая профессия — кулинарный актер: артист и повар одновременно.

Фото из архива Т. Сергиенко

Реклама

Довелось мне как-то прожить за один вечер целый год. Начинался год необычно — с весны в японском стиле! Под музыку Вивальди в абсолютно пустом зале вдруг неожиданно начали появляться столы с живыми экзотическими цветами и буяющей массой зелени. Девушки-японки, на которых хитрым образом были закреплены стеклянные конструкции со всевозможными яствами, не торопясь двигались по залу, столы ломились от целых рек самых невообразимых блюд, которые готовились на глазах у удивленной публики. Я взгляд не могла оторвать от такого захватывающего действа.

И вот лето. Незаметно для зрителей происходит полная смена декораций и мы погружаемся в атмосферу теплого и уютного времени года. Тут все великолепие Средиземноморской кухни — яства запекают или подают на ледяном плато. А вот на пороге уже осень, и на деревьях появляются своеобразные плоды: баварские колбаски, конина, оленина, фрукты и кренделя. Но вот сверкание стразов и блеск белого меха сообщают нам о наступлении зимы. Снежные Герды и холодные Каи охотно помогают зрителям выбрать и отведать чего-нибудь экзотического, свежеприготовленного, вовлекают в праздник.

ОТ МОЙЩИКА ДО АКТЕРА. Яства готовят официанты, они же актеры. Такой симбиоз профессий для Украины — новинка. И пришел к нам из Москвы почти три года назад. Там уже несколько лет существует кулинарный театр, где в Киеве действует его филиал.

Реклама

Актера, который привлек не только мое внимание, зовут Юрий Макеев. Как оказалось, парень родился в Москве. В середине 80-х уехал с родителями поднимать целину. Там занимался выращиванием овощей. Инфляция не дала возможности удерживать все это фермерское хозяйство, и Юрий с родителями вернулись в Москву. С 15 лет парень подрабатывал в театральных студиях, а параллельно и в ресторанах: сначала мойщиком посуды, потом барменом, официантом, помощником на кухне, су-шефом, а потом и шеф-поваром. Так человек 15 лет жизни находился одновременно в кулинарии и в театральной жизни. Потому, когда получил предложение о сотрудничестве от Кулинарного театра, с первых же минут работы в нем чувствовал себя как рыба в воде.

— Актер Кулинарного театра должен прежде всего уметь готовить, играть, обаять, общаться и импровизировать! — открывает секреты своей необычной профессии актер. — В отличие от театра, где зрительный зал представляет собой четвертую стену и у актера существует максимум партнер в лице другого актера, в Кулинарном театре эта стена исчезает и существует прямой контакт со зрителем. Гости становятся также участниками игры! И это в каком-то смысле для актера испытание — импровизировать. При этом весь процесс приготовления пищи, ингредиенты может видеть каждый присутствующий на представлении. Какого цвета вечер, решаем в театре коллегиально. Каждый отдельный кулинарный спектакль, каждый сценарий — тоже придумка общая. Мы изготавливаем специальные конструкции, сами шьем костюмы. Нередко наши актеры еще обучаются и танцевальным премудростям.

ПОНЧИКОВЫЕ ЗАМКИ. Еще одна задача кулинарного театра — построение команды в коллективе. "Помню, нас пригласили для этого в одну компанию. По сценарию, когда мы дошли до этапа, на котором должны были выпекать блины, хозяева помещения запретили использовать газовое оборудование. Электроплиты не работают, лишь одна плита еле греет. Один блин выпекается на ней десять минут. Все в замешательстве, что делать? И тут я предложил гадать на блинах. Вы бы видели это зрелище! Стою я, вокруг меня пятнадцать девушек, которые с неподдельной верой в блины пытаются увидеть будущее!" — вспоминает Юрий.

Реклама

Выпали на долю нашего героя и "пончиковые" испытания. "Пончики — это было пожелание заказчика. И вот только пончики, 400 человек зрителей, и считайте полтысячи народу мы должны были по условиям договора "держать" до четырех часов утра! — улыбается актер. — Мы придумали строить замки из них, да чего мы только не вытворяли с ними!"

ЗАРПЛАТА ДО $500. "Актером кулинарного театра надо родиться", — любят повторять старожилы "съедобных представлений". Мол, не каждый сможет правильно и красиво обращаться с продуктами, быстро и слаженно готовить зал и чувствовать зрителя, уметь поддержать или даже инициировать беседу со своим зрителем. Притом часто и на иностранном языке. Потому и оплачивается труд кулинарного актера неплохо: актер-аниматор получает около $80 за вечер, а сушист — порядка $500. Он участвует и в творческой идее, и в подборе и закупке продуктов. В кулинарном представлении кухне отводится не меньшее значение, чем актерской игре артистов. Мероприятие считают неудавшимся, если зрителю не понравилась именно еда. Заказчику же представление на корпоратив или любое другое мероприятие от Кулинарного театра обойдется от $5000 до $30 000 у.е. Цена зависит от сложности спектакля меню, количества актеров и зрителей и длительности мероприятия.

ПОВАР ПО ПРИЗВАНИЮ, РЕЖИССЕР — ПО ОБРАЗОВАНИЮ. Основатель кулинарного театра — москвич Феликс Шультес. С 12 лет он увлекался приготовлением блюд, затем получил диплом режиссера и долгие годы мечтал увязать в единое целое работу повара, официанта, осветителя, дизайнера и актера.

— Большинству уже приелось наблюдать на вечеринках за клоунами в костюмах из подкладочной ткани, созерцать затененные и унылые фуршетные столы с канапе, приготовленными загодя. Так и я в 1998 году в Москве, проводя первое мероприятие для друзей, очень не хотел, чтобы над людьми нависала скука. И мне захотелось вознести такие вечеринки в ранг искусства, — говорит режиссер.

Позже появилась идея Кулинарного театра, когда все блюда готовят в присутствии гостей, все увязано в единую идею вечера, зрелище, где кухня — не нечто второстепенное. "Я уверен, еда — это наш с вами портрет, наши привычки, наша история и обычаи, — рассуждает Феликс. — В Украине я заметил предпочитают итальянскую, средиземноморскую, с вкраплениями японской, кухни. Но встречается и "погружение" в Древний Рим или Арт-масленица. Хит сезона — кулинарные представления в этностиле".

Тамара Сергиенко