Правозащитника удивило решение суда по "Родовид банку"

25 сентября 2014, 19:44
Игорь Фомин не понимает, как суд мог взять человека под стражу, а потом, непонятно чем мотивируя, отпустить

Фото 1i.com.ua

Принятое сегодня Печерским районным судом Киева решение о прекращении уголовного преследования подозреваемой по делу "Родовид Банка" Галины Шепелевой было неожиданным и удивительным с правовой точки зрения. Такое мнение высказал в комментарии "Українським Новинам" правозащитник Игорь Фомин, выступавший в резонансных судебных процессах адвокатом политиков Леонида Кучмы, Юрия Луценко, Богдана Данилишина и Евгения Корнейчука.

"С моей точки зрения, если суд приходит к такому выводу (прекратить уголовное производство) – он должен показать в своем решении отсутствие события преступления. А в данном случае такого мы не увидели и не услышали. Я думаю, что и не увидим и не услышим. Вероятнее всего, средства, разворованного "Родовид Банка" так и останутся у лиц, которые его разворовывали", – считает юрист.

Реклама

Удивление Игоря Фомина вызвал тот факт, что решение о прекращении дела принимал тот же Печерский суд, который еще совсем недавно на основании тех же документов избирал для Галины Шепелевой меру пресечения. "С точки зрения логики этого решения, лично я не представляю себе, как может быть такое, что Печерский суд принимает решение взять человека под стражу на основании того же подозрения. А через короткий промежуток времени, непонятно чем и почему мотивируя, принимает решение обязать прокуратуру закрыть криминальное производство", – уверен он.

По мнению юриста, прокуратура обязана исполнить судебное решение в полном объеме, поскольку решение суда является обязательным для всех государственных органов. В то же время Игорь Фомин предположил, что совершенный ранее вывод дела Галины Шепелевой в отдельное производство от уголовных дел ее супруга Александра Шепелева, а затем и закрытие этого дела являются звеньями одной цепочки, которая выстраивалась лицами, способными повлиять на суд.

"Мое субъективное мнение, что все события эти связаны. Скорее всего, это какая-то спланированная программа по прекращению криминального преследования лиц, которые, в том числе, обвиняются в заказных убийствах, крупных хищениях. К сожалению, делается это руками судьи, но принимаются решения, я думаю, не непосредственно судьей. Я не могу говорить о своих подозрениях, но мне кажется, что эта ситуация попахивает другим уголовным делом в отношении других должностных лиц", – уверен правозащитник.

Реклама

Также Игорь Фомин подчеркнул, что в его практике не было случаев, когда уголовное производство прекращалось судебным решением. "Допускаю, что оценив доказательства, представленные защитой, суд может прийти к такому решению. Но для этого надо видеть такие доказательства. Может такие доказательства есть, но тогда на каком основании принимались решения о подозрении? На каком основании принимались решения об избрании меры пресечения? Это все делалось тем же Печерским судом на основании тех же документов. Должна же быть какая-то последовательность в действиях!", – заявил юрист.

Напомним, сегодня, 25 августа, следственный судья Печерского районного суда Ирина Литвинова постановила закрыть криминальное производство и снять арест с имущества Галины Шепелевой, подозреваемой в расхищении средств вкладчиков "Родовид Банка". Судья огласила резолютивную часть постановления, в которой утверждается, что жалоба адвокатов Шепелевой "удовлетворена частично". Полный текст постановления будет оглашен 29 сентября. Постановление окончательное и обжалованию не подлежит.

Пункт 1 части 2 статьи 283, который, согласно постановлению, обязан применить прокурор, предусматривает "закрытие уголовного производства". Пункт 3 статьи 284 подразумевает "отсутствие в действиях состава уголовного правонарушения". А часть 3 статьи 174 предусматривает снятие ареста с имущества подозреваемого.

Реклама

Таким образом, дело Шепелевой может быть закрыто по формальным основаниям на этапе следствия до рассмотрения судом по сути. С самой Шепелевой будет снята мера пресечения в виде подписки о невыезде и арест ее имущества, а также возвращен залог в размере 6,116 млн гривен.

В данный момент относительно Шепелевой проходит расследование по статье 191 (часть 5) Уголовного кодекса Украины. Ей вменяется в соучастии с мужем – экс-депутатом Александром Шепелевым – выведение средств вкладчиков "Родовид Банка" в сумме более 300 миллионов гривен на личные счета, а также присвоение средств от фиктивного ремонта офисного здания в центре Киева. Деньги были выведены из банка в 2009-2010 годах, когда в банк была заведена временная администрация во главе с Шепелевым. При этом, в то время, когда вкладчики добивались возврата денег, суммы уходили на фиктивный ремонт офиса Галины Шепелевой в центре столицы.

В 2014 году Шепелев сбежал из-под стражи и скрылся, после чего был уволен глава Госпенитенциарной службы. Сейчас супруг Галины Шепелевой находится в международном розыске.

По мнению юристов, в случае удовлетворения требований адвокатов уголовное дело будет закрыто, аресты сняты, иски о компенсации ущерба отклонены, а действия супругов Шепелевых фактически легализованы.